Еще о "старой доброй" Англии, об аристократии, о дворянском воспитании и о воспитании вообще
Е. Пююхтиа, 3.1.2012
То, что я сейчас скажу, может показаться на слух банальностью, но заключает в себе, на мой взгляд, огромный смысл.
Мы должны изучать прошлое, пропуская его через себя в современности, усовершенствуя то, что можно, отбрасывая то, что себя не оправдало и отжило.
А затем, на основе прошлого культурного опыта, с учетом современных достижений, необходимо выходить на совершенно новое, но с уровня накопленного опыта, а не с нуля, сохраняя его лучшие наработки. Только такое развитие имеет какой-то смысл, только таким образом человечество, совершенствуясь, движется вперед и вверх на уровне качественном, а не топчется на месте, принося прибыли горстке дельцов, не создавая ничего нового и разрушая старое, да заодно и собственную Планету.
...
...
Почему мы так любим все, что касается Англии («доброй старой Англии», хотя об этой иллюзии чуть позже)? Быт, порядок, дом, уклад, сады, интерьеры, традиции? Да потому, что
у в них синтезировано все лучшее, что наработано веками для хорошей качественной жизни человека (пардон, аристократа). Но в этом и есть наша задача, дорасти до уровня аристократии (интеллигенции, интеллектуальной, образованной части общества, называйте, как угодно), то есть в идеале, лучшей части человечества. И обеспечитть себе соответствующий уровень жизни.
Что такое аристократизм? Кроме высокого происхождения по крови, которое при ближайшем рассмотрении часто таковым не является, это высоко развитая культура и нравственность всего, на первой стадии поддержанная материальным достатком. В России богатые купцы уже во втором поколении становились аристократами по духу и образу жизни.
у в них синтезировано все лучшее, что наработано веками для хорошей качественной жизни человека (пардон, аристократа). Но в этом и есть наша задача, дорасти до уровня аристократии (интеллигенции, интеллектуальной, образованной части общества, называйте, как угодно), то есть в идеале, лучшей части человечества. И обеспечитть себе соответствующий уровень жизни.
Что такое аристократизм? Кроме высокого происхождения по крови, которое при ближайшем рассмотрении часто таковым не является, это высоко развитая культура и нравственность всего, на первой стадии поддержанная материальным достатком. В России богатые купцы уже во втором поколении становились аристократами по духу и образу жизни.
П.М. Третьяков - купец, меценат, знаток и любитель искусства, создатель Третьяковской галереи
И что же такое аристократ? Или лучший представитель общества? Это человек, который знает и ценит СЕБЯ, прежде всего, как божественную монаду (воплощенную Божественную частицу), стремится к ее нравственному усовершенствованию и развитию, при этом не забывая о процессе жизни, о ее радостях, глупостях, серьезных и не слишком проблемах, а также о других людях.
Разумеется, я говорю об идеале аристократа, каковым и является высококультурный человек, помните у Чехова: «в человеке все должно быть прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Вот об этом я и говорю: быт, нрав, интерьер, уклад жизни, распорядок дня и жизни, какой бы он ни был, все должно соответствовать его культуре, все должно быть культурно (какой ужас – это воспринимается как издевательская фраза люмпена Шарикова).
А ведь культура означает прежде всего культивацию = обработку, возделывание, усовершенствование чего-либо (чего угодно!), как дизайн означает решение любой практической задачи с учетом ее эстетического аспекта.
Для «лучших» людей Англии (хотя многие из них действительно были лучшими, как и российские аристократы) была разработана на основании многолетнего (многовекового) опыта система рациональной, разумной жизни для охранения, поддержания и достойного продолжения рода / клана. Система, помогавшая обустроить свою жизнь достойным (нравственным) и приличным образом даже при минимуме средств (на дворянском уровне). Не забудем, что система включала также рекомендации о том, что изучать, какие навыки приобретать, что читать, что слушать, на что смотреть, с кем общаться и как, о чем беседовать, где побывать раз в жизни, а где бывать регулярно. (Этикет в его широком смысле, то есть набор жизненных правил.)
Английская система воспитания пользовалась и пользуется такой популярностью благодаря свободе и уважению к личности ребенка и продуманности предлагаемого аристократам базового образа жизни, в который можно было привносить индивидуальные черты, но менять ничего не надо было. Это была выверенная работающая система.
Литературный пример: Шерлок Холмс находит квартиру миссис Хадсон дороговатой для одного. Он не съезжает с нее в меньшую, а ищет компаньона, подходящего по духу и образу жизни джентльмена, чтобы разделить расходы, не снижая уровня жизни (и между прочим, находит друга на всю жизнь). Рациональное решение. И так во всем. (О том, что, конечно, в системе были извращения и злоупотребления, не надо и говорить особо, но сама система работала.)
В Англии существовало множество разных пособий о том, как достойно организовать свою жизнь на должном уровне, практически вне зависимости от величины дохода. Конечно, имеется в виду, что необходимый прожиточный минимум для джентльмена или дамы (прим. 300-800 фунтов в год в 19 веке) у вас все же есть. Однако, и умеренность в бытовых привычках тоже считалась достоинством, многие дворяне даже отказывались от прислуги в начале 20 века, а умение невозмутимо переносить лишения (да и вообще все) культивировалось, как высшее достижение в воспитании характера.
Высказывались мнения о необходимости движения и психологическом значении спорта, умеренный атлетизм считался нормой, рекомендовалось пребывание на воздухе, не менее 2 часов в день (дамам для поддержания хорошего состояния волос, кожи, здоровья и психики), но, главное, для общения с Природой.
Утверждалось, что Вера, а также музыка и пение, особенно духовное и совместное (во всех колледжах и церквях) благотворно действуют на характер человека и приносят ему помощь и облегчение в моменты душевной тревоги или несчастий.
Стойкость и сохранение достоинства перед лицом судьбы, в любых ее поворотах, считалась основной добродетелью. Отсутствие необдуманных или грубых эмоциональных выплесков в общении, сдержанность в реагировании на события, сохранение "холодной головы" в любых ситуациях, - это уже качества государственных мужей, однако, предписывались к развиванию всеми членами общества, включая мужчин, женщин, детей и подростков, а также обслуживающий персонал и народ, - как национальные качества. (Во время Второй Мировой войны Британия рассылала за границу по всей Европе деятелей своей культуры, красивых светских женщин, актеров и певцов для пропаганды британского характера, пейзажей, образа жизни и тп. исключительно в идеологических целях, результаты этой пропаганды мы пожинаем до сих пор, однако, по большей части, в виде симулякров - выхолощенного подражания.)
Система одежды: то, что мы сейчас назвали бы дресс-кодами, была крайне рационально регламентирована. Для домашней жизни и спорта – простая и без затей, свободная и позволяющая двигаться. Чистота подразумевалась сама собой. Для работы одежда должна была быть приличной, то есть соответствовать сословному окружению рабочего места, министерства, офиса, мастерской и т.д., чтобы не уронить достоинства учреждения и коллег. Для праздников и торжеств – лучшее, сообразно событию, чтобы не быть роскошнее короля и ярче невесты на свадьбе. Вся одежда изготавливалась из натуральных материалов с учетом сезонности и функциональности. Днем носить драгоценные камни считалось дурным вкусом, запретить это было нельзя, но никто и не носил, боясь общественного осуждения со стороны именно хорошего вкуса. Репутацией порядочного человека с хорошим вкусом дорожили. (См. статью о феномене британского "дэндизма".) Однако, основными принципами считались «Естественность, традиции и порядок».
Порядочный (живущий по порядку, в нравственном порядке) человек не позволял себе лгать, грубить, быть бестактным (то есть, не принимать в расчет других членов общества), слишком прямолинейным, чтобы не обидеть других и не поставить их и себя в неудобное положение, потому что в обществе завтра тебе придется иметь дело с этим же человеком (социальный круг достаточно узок), быть жестоким (суровым и строгим в целях воспитания характера – да, но не до жестокости), порядочный человек стремился быть бодрым, веселым, дружелюбным, справедливым, в меру открытым, но не до глупости, хотя глупости в семейном кругу позволялись, там можно было расслабиться и подурачиться, родных принимали такими, как есть, независимо ни от чего. (Например, откровенно сумасшедших держали в семье до последней возможности, пока они не начинали становиться опасными для себя или окружающих). Семья и клан были превыше всего, семейное имя и репутацию хранили и поддерживали.
Высший свет Англии и был одной большой семьей. Но эти отношения распространялись и на общегосударственное устройство в целом, все граждане страны были «детьми» короля/королевы, и таким образом, родственниками. (Отсюда снисхождение и толерантность к соотечественникам и настороженность к иностранцам.)
Все это, как вы могли заметить, актуально и по сей день и универсально для большинства человеческих сообществ. Больше того, должно быть актуально, с некоторыми поправками в риторике (в словесном оформлении, терминологии). Общество, пусть и не светское, не аристократическое, но выровненное всеобщим образованием, культурой и средним уровнем благосостояния, должно быть одной большой семьей, и сограждане должны относиться друг к другу как родственники, даже если у них нет больше «отца-короля» или «царя-батюшки». Зато есть «отец-президент» или «мать-президент», как до недавнего времени в Финляндии.
Семейные же отношения есть самый естественный и понятный любому человеку тип отношений. Его не надо доводить до абсурда, как в Советской России, Китае или Японии, где предприятие и государство узурпируют себе роль единственной семьи для человека, ущемляя его естественные отношения с собственным семейством. Но то, что это самая естественная модель отношений для людей на всех уровнях – это несомненно, следует лишь соблюдать меру рациональности, о чем так много писали и что так хорошо когда-то делали англичане. А потом разрушили иерархию, то есть порядок (причем, не физически, как в России, а морально).
Но вернемся к внешнему оформлению культуры внутренней и к влиянию внешней культуры на внутреннюю. Расхожее утверждение – «Красота облагораживает», но ведь так оно и есть и почти буквально, на бытовом уровне. Человек, увидевший себя в зеркале в красивом костюме, начинает вести себя с бо'льшим достоинством.
В «Повести о Сонечке» М. Цветаевой студиец (театральной студии ЕП.) Володя А., рассуждая об уроках хорошего тона, которые давал Стахович, говорит: «И я уже много понял, Марина Ивановна, и скажу, что это меньше всего — форма, и больше всего — суть. Стахович нас учит быть. Это — уроки бытия. Ибо — простите за грубый пример — нельзя, так поклонившись, заехать друг другу в физиономию — и даже этих слов сказать нельзя, и даже их подумать нельзя, а если их подумать нельзя — я уже другой человек, поклон этот у меня уже внутри»29.
Таким образом действует практика изящных и уважительных к другим манер на внутреннее содержание человека (см. статью О. Муравьевой Дворянин - Утопия дворянского воспитания?). Улучшая стиль и образ своей жизни, человек влияет и на ее содержание, культивирует себя и как член общества.
Очень заметно, что в современном обществе (практически везде в мире развитых стран) массово увлекаются модой (то есть оформлением своего внешнего облика) и оформлением и декором жилищ.
Не будем говорить о том, как это делается и на каком уровне. Немногие понимают, что Моду в высших ее проявлениях, как вида декоративно-прикладного и изобразительного искусства, вообще не всегда следует «носить» ни за какие деньги. А о массовой продукции разговор особый, так же как и о механизмах ее продажи.
Но усовершенствованием собственного внешнего вида занимаются все поголовно. (Каждый на своем культурном и материальном уровне.) И можно было бы свалить это на тщеславие, снобизм или инстинкты продолжения рода (что тоже присутствует), но в большинстве случаев - это все же стремление к эстетизации своего внешнего облика, а это действует и на поведенческие привычки, в костюме от Диора неудобно браниться крепкими выражениями - разрушится иллюзия, созданная костюмом. И таким образом, внешнее будет благотворно воздействовать на внутреннее.
После рационального и эстетического усовершенствования внешнего вида и среды обитания начинают переносить внимание на культуру приема пищи и образа жизни. Когда и это устроено, при наличии достаточных средств начинают покупать абонемент в оперу и ходить на вернисажи. То есть, повышать культурный уровень жизни во всех ее аспектах (хотя бы и из снобизма поначалу, потому что в "этих кругах" так принято). На высоких степенях развития доходит и до философии и до поэзии. (Для этого, кстати и средств уже почти не требуется.) Культура притягивает культуру.
Но одним из самых главных престижных атрибутов культурной жизни является все же место обитания. Чистое экологически, эстетически красивое, не просто обустроенное, а красивое место, где можно жить в чистом и ухоженном жилище, получая удовольствие от вида из окна и парка по-соседству, выпускать детей на улицу, не заботясь об их непосредственной безопасности от бандитов и хулиганов, а также от открытых люков канализации. Интересно, почему все же «плохие» бедные районы отличаются также и сложной криминальной обстановкой? Да потому, наверное, что похожее притягивает похожее.
И вот здесь можно сделать очень политически некорректный вывод: люди, проживающие в «плохих» районах, не заслуживают лучшего, потому что не стремятся к нему, к лучшему (стремятся к "симулякру" (по Бодрийяру) - имитации внешних признаков ценностей без содержания оригинала). В них мало того, что притянуло бы к ним истинное и красивое. Но зная действие принципа, им можно воспользоваться и начать притягивать к себе то, что действительно считаешь ценным.
Если каждый человек, начиная только с самого себя, приведет в порядок здоровье (а это можно сделать и без лекарств), внешность (я не имею в виду пластическую хирургию и ботокс, а просто эстетику внешнего вида), мысли, задумается о принципах и правилах своей жизни, получит информацию об этом, то есть поучится, а затем начнет жить по ним; приведет в порядок жилище и двор (может быть, сначала один, потому что понял, что это ЕМУ важно, а может быть, с соседями вместе, если сумеет убедить и их в том же, а в развитом обществе этим займутся муниципальные власти), начнет получать удовольствие от чистой и здоровой пищи и доброй атмосферы за обедом, вернет в быт музыку и пение в любой форме (кроме «тяжелого металла» - он разрушает все подряд), начнет гулять по окрестностям и замечать и исправлять неполадки и там; а потом оценит качество в общении с Природой и обнаружит в себе Дух – вот тогда, по принципу схожести, и у него вдруг кончится «разруха» в "мозгах" и в жизни, и начнется хорошая жизнь, не слишком зависящая от материальных средств, которые тоже вдруг могут начать появляться. А главное – опять же по принципу "подобное притягивает подобное" – люди вокруг него станут добрее и красивее.
И не поймите меня неправильно, я говорю не о дорогих преобразованиях дома и сада, я говорю о посильном устранении безобразия из окружающей среды. А это уже очень большой шаг по направлению к Культуре.
Е. Пююхтиа 2012
"Добрая старая Англия - миф!"
И вот здесь можно сделать очень политически некорректный вывод: люди, проживающие в «плохих» районах, не заслуживают лучшего, потому что не стремятся к нему, к лучшему (стремятся к "симулякру" (по Бодрийяру) - имитации внешних признаков ценностей без содержания оригинала). В них мало того, что притянуло бы к ним истинное и красивое. Но зная действие принципа, им можно воспользоваться и начать притягивать к себе то, что действительно считаешь ценным.
Если каждый человек, начиная только с самого себя, приведет в порядок здоровье (а это можно сделать и без лекарств), внешность (я не имею в виду пластическую хирургию и ботокс, а просто эстетику внешнего вида), мысли, задумается о принципах и правилах своей жизни, получит информацию об этом, то есть поучится, а затем начнет жить по ним; приведет в порядок жилище и двор (может быть, сначала один, потому что понял, что это ЕМУ важно, а может быть, с соседями вместе, если сумеет убедить и их в том же, а в развитом обществе этим займутся муниципальные власти), начнет получать удовольствие от чистой и здоровой пищи и доброй атмосферы за обедом, вернет в быт музыку и пение в любой форме (кроме «тяжелого металла» - он разрушает все подряд), начнет гулять по окрестностям и замечать и исправлять неполадки и там; а потом оценит качество в общении с Природой и обнаружит в себе Дух – вот тогда, по принципу схожести, и у него вдруг кончится «разруха» в "мозгах" и в жизни, и начнется хорошая жизнь, не слишком зависящая от материальных средств, которые тоже вдруг могут начать появляться. А главное – опять же по принципу "подобное притягивает подобное" – люди вокруг него станут добрее и красивее.
И не поймите меня неправильно, я говорю не о дорогих преобразованиях дома и сада, я говорю о посильном устранении безобразия из окружающей среды. А это уже очень большой шаг по направлению к Культуре.
Е. Пююхтиа 2012
"Добрая старая Англия - миф!"