О современных представлениях о культуре: прозрения и заблуждения
Е. Пююхтиа 2011
Представлений и определений культуры бессчетное множество. На мой взгляд - культурой является все нас окружающее, являющееся творением рук и ума человека. Но есть особый культурный аспект человеческой деятельности, крайне важный для меня и определяющий культуру отдельного индивидуума или нации / государства.
Это, прежде всего прочего, умение ценить и осваивать наследие, оставленное другими, для того, чтобы выработать свое.
Мера культуры это осведомленность о достижениях прошлого, применение этих достижений в своей жизни и способность производить новое с этого уровня. Это также и постоянная работа с историей, оценка и анализ своего прошлого, всего прошлого - без сокрытий и изъятий.
Есть определенный культурный минимум = главные понятия, факты, идеи = принципы, методы, представления, позволяющие вновь пришедшему в этот мир ориентироваться в нем и самостоятельно осваивать мир и культурное наследие дальше. Он называется средним образованием. Это – набор инструментов для жизни. (Так должно быть в идеале.)
Далее можно идти вперед, набирать новый опыт, систематизировать, упорядочивать и углублять знание о реальном мире и о наследии прошлого. Это высшее образование.
На самом деле это - некорректный термин – оно не высшее, а более высокое образование. Как следует из термина «образование», речь идет о совершенствовании образа – созидания себя и мира. Предела в изучении культурного наследия нет. Оно длится на протяжении всей жизни и продолжается в следующей жизни с достигнутого уровня.
При обучении, то есть поглощении и анализе знаний, впечатлений и ощущений, наступает момент критической массы, когда количество переходит в качество, и накопленное начинает возвращаться в мир в виде нового уникального персонифицированного (личного) знания на основе переработанного культурного наследия и личного опыта жизни. Для создания этого нового необходимо знание того, что было освоено до тебя.
Однако, не надо забывать, что необразованность – это тоже неоформленное, неосознанное скопление энергий и знаний, этому есть уже и научные подтверждения. Люди уже при рождении проявляют разный уровень духа и восприимчивости к знаниям. Человек имеет какой-то запас внутренней генетической памяти от предыдущих воплощений и поколений, от собственного окружения, но без активного включения их в процесс дальнейшего обучения, они могут не проявиться, поблекнуть, и все придется начинать с начала. Воплощение, или проще, если хотите, жизнь, не удастся.
А может и удастся, только времени и сил будет потрачено гораздо больше, чем если бы человеку сразу дали необходимый минимум инструментов познания для самостоятельного освоения собственных запасов (из других воплощений) и пополнения собственной базы данных за счет дальнейшего поглощения, прочувствования и обработки новой информации. Ведь изучаемое начинает влиять на изучающего, и обучение получает ускорение, часто в геометрической прогрессии.
Чем раньше начнешь, тем выше будут твои достижения.
Бытует мнение, на мой взгляд, совершенно ошибочное, о том, что "культура" - это что-то дополнительное, экстра, необязательное для "обычной" жизни. Однако, понятие культуры распространяется на все сферы жизни. Нельзя быть культурным человеком, любящим и слушающим Моцарта и Баха, и при этом обижать других людей, или рассказывать пошлые анекдоты и сморкаться в раковину на кухне.
И тем не менее, официально - образование обязательно, а культура - нет. А между тем, образование всего лишь входит в понятие Культуры, и человек образованный еще не является носителем Культуры и Духа.
О влиянии низкой культуры, о ее негативном влиянии, говорят. Хоть и недостаточно, но все же говорят. О положительном же влиянии Высокой культуры на людей говорят крайне мало, хотя есть многочисленные исследования, доказывающие поразительное влияние на людей искусства и музыки, а также изменения культурной среды и формы социального общения в лучшую сторону; однако, культура по-прежнему считается чем-то скучным, труднопостижимым и не нужным, второстепенным, предназначенным для небольших групп любителей и специалистов. В этом и заключается основное назначение псевдокультуры - блокировать воздействие Культуры Высокой, закрывать к ней путь.
Мне почему-то приходит на ум искусство Древней Греции, где оно было составной частью обычной рутинной жизни граждан, и для восприятия музыки или архитектуры не требовалось дополнительное образование, их ценили и понимали все. Но, видимо, либо профессиональный уровень деятелей искусства либо уровень культуры всего человечества со времен Эллады сильно упал.
Это слегка разрушает миф о современных достижениях демократической культуры Европы и Северной Америки, где культурное потребление пало так низко, что никакое образование больше не поможет, а культура разделена на огромную массовую культуру, служащую целям отупления масс, и множество мелких суб-культур, одной из которых становится Высокая Общечеловеческая Культура.
Среднее образование почти во всей Европе и в Америке является всеобщим и обязательным, но почему-то не включает основы эстетики и музыкальной грамоты и восприятия - это перенесено в дополнительное (необязательное) образование (кроме платных школ для элиты, где поэзия, литература, музыка и пение преподаются с первых классов).
Человечество пришло к идее обязательного среднего образования по двум причинам, во-первых, под давлением требований населения и прогрессивной части привилегированных классов, а также потому, что было замечено учеными и затем доказано, что многие люди, не получившие никакого образования, стремятся к нему через познание природы и самого себя и часто достигают высоких степеней просвещенности даже без участия формального института образования (высших школ, университетов и т.д.), хотя и выходят самостоятельно на наработанные ими обучательные материалы и методики, становясь Человеком Разумным. Это стремление к знанию не ограничено расовым или сословным происхождением.
Второе, люди не получившие минимума образования (и никогда не имевшие его, например, в первых воплощениях), топчутся на месте и начинают жить без культуры или пассивно потреблять ее коммерческие суррогаты, не подозревая о существовании культуры настоящей и сокровищ, накопленных за всю историю человечества. Они часто представляют моральную и физическую угрозу миру людей образованных и культурных.
Люди этого второго типа как потребители низкокачественной культуры представляют собой тип Разумного Животного и начинают воплощать полученные идеалы в жизнь (антикультура тоже сильно влияет на людей), а также разрушать культуру настоящую либо пассивным равнодушием (игнорирование, обесценивание, высмеивание) либо активным уничтожением живых носителей высокой культуры и ее памятников (отсутствие финансирования, неэффективная защита памятников культуры и т.д.), а также разрушением системы образования, приводя культуру в упадок и разорение, и сталкивая ее во временное (иногда весьма долгое) забвение.
Отсюда необходимость немедленного пересмотра системы общественного образования. Учить надо не сидеть смирно и запоминать, учить нужно культуре - искусству жить, мыслить и чувствовать, методологии исследований и анализа, науке вечного совершенствования Образа - себя и мира.
Е. Пююхтиа, 2011.
Ei kommentteja:
Lähetä kommentti