lauantai 31. maaliskuuta 2012



«Добрая старая Англия» - миф или история?
Е. Пююхтиа 2012

Краткий обзор


Off Marketing 
Здесь и дальше: Хэлен Эллингхам, 19 век. Пейзажи Англии и жанровые сцены из английской жизни.



Для начала посмотрим, как определяют этот феномен сами англичане:

Выдержка из Википедии (Англия)

"Выражение "Добрая старая Англия" или в более архаичной форме "Веселая старая Англия" ("Merrie Old England") относится к английскому автостереотипу, утопической концепции английского общества и культуры, основанной на идиллическом пасторальном образе жизни, который, как утверждается, преобладал в Англии времен промежутка между средневековьем и началом Промышленной революции.

В более широком смысле речь идет о предполагаемой квинтэссенции "английскости" (сути "англицизма", английского духа, образа жизни и мысли) с ностальгическим подтекстом.

Включает в себя такие культурные символы как коттэдж с соломенной крышей, гостиница и паб в сельской местности, регулярная чашка чая и воскресное жаркое." 

Википедия англ., перевод Е.Пююхтиа.

"Детская сказочная литература викторианской эпохи часто использует образ "доброй старой Англии" как фон для повествования именно в качестве мифологической утопии (мечты о счастливом будущем).

Такая литература часто содержит образы любящих Природу мифологических существ, таких как эльфы и феи, а также и такие образы как справедливый разбойник из бывших аристократов Робин Гуд.

Они могут рассматриваться и как продукт сентиментального ностальгического воображения/фантазии, социальной мечты, но также как идеологический или политический конструкт "слева" или "справа".

"Добрая старая Англия" это вовсе не законченный образ прошлого, в которое заглянули», замечает фольклорист Оксфордского Университета Рой Джаджь, «это мир, который никогда не существовал, это воображаемый мифический ландшафт, под который очень трудно подвести нормальное историческое основание».

Кроме того, в исследовании приходных церковных книг Англии Рональда Хаттона момент возникновения концепции "Доброй старой Англии" отнесен в период от 1350 до 1520 года со всеми атрибутами только что принятых торжественных ежегодных церковных праздников литургического круга, со свечами и шествиями, конкурсами и играми, "юными епископами» на день и украшенными хорами и консолями церквей, подвергшихся критике реформаторов 16-го века и созданных в эпоху позднего Средневековья, а "Добрая старая Англия" отражает исторический аспект сельского английского фольклора, утраченный в эпоху индустриализации.

Положительное восприятие концепта «Доброй старой Англии» обнажает ностальгию по аспектам более раннего общества, отсутствие которых наблюдается в современное время.

Концепция «Старой доброй Англии» могла зародиться в Средние века, описывая утопическую жизнь, которую крестьяне хотели бы вести.


Крестьянские восстания, например под предводительством Уота Тайлера или Джэка Стро, вызвали к жизни теоретические идеи, отличавшиеся эгалитаризмом = то есть стремлением к равенству.

Мятежники Тайлера хотели свергнуть "Норманнское иго" и вернуться ко временам справедливого правления Саксов, опиравшегося на равенство и свободу. Они отрицали всякие основания для аристократического правления, ссылаясь на Библию и чуму, которая доказала всем равенство всех перед Богом. Теория Хаттона была раскритикована одним из рецензентов, как "методологически наивная".

Возникновение мифа в эпоху Средневековья

Подтверждением теории возникновения концепции Доброй старой Англии в этот период может служить и литературное наследие - история жизни и приключений славного Робина из "славного Шервудского леса".

Образ и сказания о похождениях Робина Гуда относятся к этой же эпохе 13-14 веков (в церковных книгах в окрестностях Ноттингхэма были найдены записи о человеке с таким именем дважды в двух разных столетиях) и ассоциируется с концепцией Доброй старой Англии.

Материал из Википедии (перевод с английского Е. Пююхтиа).

"Добрая старая Англия"

Представление, данное в английской Википедии, на мой взгляд, немного узко, поскольку это 
понятие включает в себя цельную "детскую" культурологическую картину идеального общества, живущего в достатке, традиционном порядке и иерархической гармонии с властью, Природой и вообще со всем, и присуще это понятие всем народам, а не только англичанам.

Если совсем упрощенно, то автостереотип англичан - это, конечно, миф, но основанный на лучших национальных и наднациональных объединенных чертах и практиках - это универсальный "бабушкин дом", где все в порядке, и вкусно, и уютно, и мудро, вещи добротны и красивы, все на местах, а под окнами сад с розами. О бабушке с внуками и о домике с садом заботятся общество (дети/родители) и сильная гуманная власть (рыцари) во главе с добрым и мудрым королем или королевой.

В настоящее время это вполне соответствует миру обеспеченных финансово людей, за исключением "доброй бабушки", которую все труднее найти за деньги, рыцарей и мудрого короля.


The Young Customers


В идеальной концепции находится место для всех сословий: монархия (Божественное руководство), аристократия (военная защита и воплощенное благородство), образованная аристократия и дворянство (развитие Культуры и просвещения), воины низшего звена (военная защита силами выходцев из народа, единство рыцарей и народа, объединенных общей идеей защиты клана/страны), земледельцы/фермеры (обеспечение пропитания населению и воинам), купечество (экономическая жизнь страны и поставка необходимых товаров), обслуживающий персонал высшего звена - аристократия слуг (Двор короля/королевы, управляющие усадьбами, батлеры, экономки) и обслуживающий персонал низшего звена (кухарки, повара, прачки, прислуга, доставка товаров, курьеры). 

Все понимают необходимость своего положения и важность выполняемой работы, своего места в обществе. Общество работает на натуральном обмене (награды за подвиги, земли за заслуги перед королем, продукты питания в обмен на защиту от нападений, товары за услуги, услуги за содержание и т.д.).

Деньги в идеальной концепции не фигурируют, золото просто превращается в символ негативно окрашенного богатства, как излишества, которое отбирается в пользу бедных Робином Гудом, или подразумевается справедливая оплата труда. Бедных в принципе в этой идеальной концепции быть не должно, а попавшим в беду помогают немедленно всем миром.

Воплощает утопическую универсальную для всех людей детскую (безусловную, интуитивную) веру в возможность идеального общества, благожелательного и справедливого ко всем.

Интересно, что Викторианская эпоха - почти весь 19 век и особенно его вторая половина, с которой сейчас ассоциируется в мире понятие "Доброй Старой Англии" (или доброго старого мира вообще), отличается уже довольно высокой комфортабельностью уровня жизни без излишней механизации и индустриализации 20-века и еще без разлагающего влияния капитализма. Никакой другой век до этого не отличался таким высоким уровнем жизненных удобств и таким достаточным количеством реализованных изобретений, действительно облегчающих жизнь и труд.
The Children's Tea
Эти коннотации (ассоциативные связи) понятия "доброго старого мира" с Викторианской Англией не удивляют, так как именно в эту эпоху в качестве протеста против наступающей индустриализации и "финансизации" производства и общества наблюдается также взлет социально-утопических философий и практик, например, социальное движение деятелей искусства и культуры "Арт энд Крафт" ("Искусство и ремесла") под руководством Уильяма Морриса, проповедовавших социал-утопические идеи и возврат к реальным человеческим ценностям, отрицавшим правление денег и машин, и наступавшую идеологию социальной эксплуатации во имя прибылей для немногих.
The Old Men's Gardens, Chelsea Hospital
Кстати, у современных русских, не знающих точной истории возникновения концепции (а она, как мы видели, довольно размыта и неопределенна), "Добрая старая Англия" ассоциируется именно с викторианской эпохой и 19-тым веком, на которую приходятся также и один из периодов восхищения "добрым и старым" в России (все периоды: романтизация славянской дохристианской, а затем древней христианизированной Руси до «смуты», затем времена правления Елизаветы, Екатерининская и Пушкинская эпохи и после нее конец 19 века, середина была омрачена казнью декабристов).

Петровскую эпоху романтизировали в аспектах государственного обновления и творчества, но никогда не считали «добрым временем». Ностальгию вызывали только вышеперечисленные эпохи. Причем пик «ностальгического восхищения» впоследствии, по мере утраты населением исторической памяти, приходился на пушкинскую эпоху (обожествляемую в России до культа до сих пор и не подвергавшуюся репрессиям) и конец 19 века-начало 20, когда уровень жизни достиг высоких показателей комфорта и снабжения, и было, наконец, уничтожено крепостное право.[1]

Правда, в России эта ностальгия, после разрушения большевистским переворотом императорской России, уничтожалась устранением носителей и свидетелей эпохи, фальсификацией, развенчиванием и извращением фактов жизни этого времени, но по духу и содержанию она вполне соответствует ностальгическому восхищению «старым добрым миром» (включая и английский и европейские образцы).

Е. Пююхтиа 2012

[1] Об этом особо в статье «Добрая старая Россия» и других материалах (см. библиографические ссылки) и фильмографию по теме "Добрая старая Россия" на сайте Tieto Talteen Ry / Venäjän Kulttuuri- ja kielikeskus (ссылка на сайт) https://sites.google.com/site/tietotalteenrykulttuurikeskus/project-updates/podobnoepritagivaetpodobnoe/------tt