sunnuntai 17. kesäkuuta 2012



Уроки Серебряного Века
Ноябрь 2011



В Петербурге вспоминают АЛЕКСАНДРА БЛОКА 
В Северной столице сегодня отдают дань уважения Александру Блоку. 28 ноября этого года выдающемуся поэту мог бы исполниться 131 год. 

Вспоминая Александра Блока, не лишне вспомнить и об уроках "Серебряного века", до сих пор не проанализированных и не исследованных до конца ни с этической, ни с философской, ни, наконец, с практической точки зрения.


Мировоззрение Серебряного Века привело Россию к самому ужасному периоду ее истории: Кровавой власти бездуховных правителей-большевиков, почти веку подавления свободы человеческой мысли и свободы личности вообще, уничтожению истории и культурного наследия дореволюционной России, изменению генетического типа всего (не только русского) населения бывшей империи, ее развалу после падения коммунистов, разгулу "дикого капитализма" и нынешнему состоянию России.

Вся культура Серебряного Века основывалась на философии. Литература и поэзия были пронизаны ею. Философия создала основу для  огромного культурного наследия, 
замеченного во всем мире и созданного за кратчайший период не более 30 лет. Говорят о расцвете русской поэзии, литературы, философии, мировоззрения, теологической мысли, однако, при ближайшем рассмотрении круг тем, затронутых движением, сосредоточен на весьма сомнительных этически исканиях. 

Судьбы современников эпохи и судьба самой России и русской культуры зациклены на предчувствиях падения, трагедии и трагического конца, вполне осуществившегося в случае культуры, самой страны и большинства деятелей культуры того времени. Это факт.

Фактом является также и то, что по безответственности или сомнительно понятому чувству долга интеллигенции, она же и вызвала это крушение ценностей и гибель русской цивилизации, долго и упорно провоцируя, подготавливая и развивая идеологию разрушения во всех своих культурных начинаниях от литературы, бытовой морали и этики до музыкального творчества и теургических экспериментов самых продвинутых своих представителей.

Среди созданного тогда много трагически прекрасного, которое останется в истории культуры навсегда, но много также и опасных заблуждений, искушений и провокаций, прекрасно оформленных и привлекающих поверхностных читателей остротой, пикантностью, мистицизмом, оригинальностью, туманностью, темным флером или просто мрачностью, что и сейчас модно.

Эпохой восхищаются и поныне, культивируя ее достижения в области эстетики искусства и литературы, не вдаваясь ни в анализ почвы, на которой они возникли, ни в глубинные исследования результатов и целей движения (а Серебряным веком называют именно культурное движение 1890-1917 годов), и непосредственно самого "конца" Серебряного века русской культуры. 



Не часто говорят и о том, что атеизм и языческие ереси, вплоть до сатанизма, в религиозном или идеологическом мировоззрении почти всех участников движения (многие впоследствии вернулись к христианству в том или ином его виде) привели к развалу мировоззрения и этических устоев не только интеллигенции, но и в религии и морали народа, вызвав к жизни пресловутого "Грядущего Хама" (Мережковский) и выпустив его в нормальную социально-культурную среду для ее непосредственного, осознанного, программного, заданного и кровавого разрушения. Русские "цветы зла" оказались самыми ядовитыми в мире.
 Д. Мережковский. Статья "Грядущий Хам"


Мироправитель тьмы века сего - и есть грядущий на царство мещанин, Грядущий Хам. У этого Хама в России - три лица.

Первое, настоящее - над нами, лицо самодержавия (с успехом замененного диктатурами и "демократическими" режимами с партэлитой и бюрократией - ЕП.), мертвый позитивизм казенщины, китайская стена табели о рангах, отделяющая русский народ от русской интеллигенции и русской церкви.

Второе лицо прошлое - рядом с нами, лицо православия, воздающего кесарю Божие, той церкви, о которой Достоевский сказал, что она "в параличе"."Архиереи наши так взнузданы, что куда хошь поведи", - жаловался один русский архипастырь XVIII века, и то же самое с еще большим правом могли бы сказать современные архипастыри. Духовное рабство - в самом источнике всякой свободы; духовное мещанство - в самом источнике всякого благородства. Мертвый позитивизм православной казенщины, служащий позитивизму казенщины самодержавной.

Третье лицо будущее - под нами, лицо хамства, идущего снизу - хулиганства, босячества, черной сотни - самое страшное из всех трех лиц.

Эти три начала духовного мещанства соединились против трех начал духовного благородства: против земли, народа - живой плоти, против церкви - живой души, против интеллигенции - живого духа России..." 



(Из статьи Д. Мережковского "Грядущий Хам")


Такие высказывания, как например, блоковское "Война - это прежде всего весело...",  не оставляют сомнений в деструктивном начале мировоззрения почти всех участников процесса Серебряного века. Все оправдывали разрушение и насилие в революционных социальных преобразованиях, однако, осуждали строгие меры Столыпина по сохранению общественного порядка, все огульно охаивали и саботировали начинания лучших государственных деятелей России (Плеве, Столыпин и др.), потирая руки в ожидании грандиозных и кровавых перемен, которых можно было избежать, пойдя по пути умеренных, но неуклонных, европейских реформ или других усовершенствований, уже оригинального русского типа, учитывавших ее особое историческое, религиозное, географическое и прочие положения.

Стремление к европейским политическим и социальным моделям, при одновременном развенчивании и осмеивании их достоинств, оголтелое призывание кровавых катаклизмов и тотальных перемен, политическая и моральная непоследовательность, разбросанность, поверхностность, часто бездумное соглашательство с модными теориями и течениями, анархизм и либертарианство, профанизация оккультных наук, эготический демонизм без всяких границ и привели Россию к краху.

"Вам нужны великие потрясения, нам нужна Великая Россия!" - сказал о них Столыпин, убитый впоследствии террористами-революционерами именно в попытке помешать осуществлению разумных долгосрочных преобразований в экономике и социальном устройстве страны, которые не позволили бы произойти тому ужасному разгулу насилия, разрушений и надругательств на природой человека, культурой, историей и будущим России... Не говоря уже о миллионах фактических жертв последовавших режимов и внедренных в генетическую память населения воинствующем материализме, страхе, доносительстве, подозрительности, самоцензуре, закрытости и конформизме ради спасения собственной жизни и жизни близких.

Этим революционно-коммунистическим властителям России практически удалось вывести новый вид человека-робота-раба (Хомо Советикус), к чему стремятся все элитарные правительства. Только в развитых государствах даже поверхностная, ограниченная и урезанная демократия не позволяет этого сделать.

А в России были созданы такие условия, такие идеологические предпосылки, часто силами тех же деятелей Серебряного века, что это стало возможным. Забывают о тесных идеологических связях "серебристов" с будущими правителями, почти все приветствовали революции, многие, такие как Блок, Брюсов и другие,  остались в России, стали советскими чиновниками и служили на совесть новой идеологии (до момента прозрения, как Блок).

Многие после революции (не сразу) увидели, поняли и ужаснулись содеянному и каялись потом всю жизнь до смерти в советских лагерях или во внешней или внутренней эмиграции. Многие из осознавших встали на путь борьбы с большевизмом. Многие из них писали и оставили мемуары, записки, книги, стихи. Они были неизвестны или запрещены до 1990-х годов. Зато произведения идеологов Серебряного века, несмотря на "запрещения" гуляли по рукам, до того момента, как тот или иной "серебрист" начинал открыто критиковать советскую власть - тогда и его произведения внезапно исчезали.

Влияние Эпохи Серебряного Века оказалось настолько огромным, что его культ почитают священным до сих пор, а павших от собственных ошибок возводят в ранг мучеников, вместо того, чтобы глубоко проанализировать явление, разлагающее российское общество до сих пор, и их собственную роль в подготовке всеобъемлющего краха России.

Не надо жечь наследие Серебряного Века и списывать его в идеологический мусор, но анализировать как культурно-историческое явление надо, необходимо, ибо "все возвращается на круги своя", но идеология Серебряного века процветает в умах и нового поколения, которые не задаются даже целью анализа, а просто копируют и перенимают "клевые" броские идеи и эффектные "мистические" формы, вместе с социальным пессимизмом и ницшеанской вседозволенностью, привычкой к критиканству и склонностью ко всеобщему разрушению, в которых они даже не отдают себе отчета, потому что не трудятся думать.

Е. Пююхтиа 



Статья Д. Мережковского "Грядущий Хам"
http://slavya.ru/rings/viewtopic.php?t=4081&sid=c0b2459d06789533a81b6daff67236f7