tiistai 8. lokakuuta 2013

О природе хамства и средствах противостояния ему

После прочтения прекрасной статьи "Хамство - искусство или непозволительная роскошь" мне, как человеку, совсем недавно болезненно столкнувшемуся с проявлениями самого оголтелого хамства, захотелось прокомментировать ее почти построчно, что я и сделала. Е. Пююхтиа. 


"Хамство - искусство или непозволительная роскошь"


«Подумайте, как я могу вызвать его на дуэль? Это все равно что драться с извозчиком, обдавшим меня грязью. Лучше поскорее переодеться». А. С. Пушкин


....И увидел Хам, отец Ханаана, наготу отца своего,
и выйдя, рассказал двум братьям своим… ...
О хамстве говорить ужасно сложно. И дело не только в опасении впасть в дидактику. 


ЕП. ОПАСЕНИЕ ВПАСТЬ В ДИДАКТИКУ УМЕСТНО В ОБЩЕСТВЕ РАЗВИТОМ, ОБРАЗОВАННОМ, цивилизованном. В этом обществе люди получают образование высокого качества, это образование исключает возможность появления хамства в слоях общества, которое это образование получает. Это устраняет необходимость дидактики (поучающе-моралистской популярной риторики) как несоответствующей уровню и потребностям общества. ЕП



Хамство бытовое и хамство трамвайное все мы более-менее четко ощущаем. Сложнее, когда дело касается более тонких сфер. Что считать хамством, например, в живописи, на сцене или в колонке Сноба? 


ЕП."Хамство бытовое и трамвайное" - это патологическая симптоматика в обществе, где образование больше не справляется с внедрением морально-нравственного кодекса в сознание обучаемых людей. Рассуждать о хамстве в искусстве, значит не понимать сути искусства. Искусство, несущее хамство в себе - искусством не является, не может им быть, искусство - это Гармония, то есть, Высшее проявление Добра. ЕП


Повествованием о грехопадении Хама начиналось всякое наставление о правилах хорошего тона. Характерно, что причиной дуэли часто становилось, не откровенно хамское поведение даже, а просто вздорный склад мыслей, тон, неосторожное высказывание по адресу других, совсем даже незнакомых, лиц. Пораженного хамским пороком безжалостно выдергивали из общества, как сорняк из грядки.



ЕП. Хамство это действительно порок воспитания, а воспитание служит целям гармоничного сосуществования людей в обществе, предназначенном для гармоничной реализации возможностей всех людей (в 21 веке говорить можно только об этом, законы о равноправии приняты во всем мире на уровне Основных законов - Конституции, угнетение по любому признаку, кроме патологически преступных, не допускается). Однако, отсутствие хамства и стало нынешним сословным отличием - и хамство по-прежнему не допускается в цивилизованном обществе (а распространенность некорректного, грубого, бестактного поведения свидетельствует лишь о переходе цивилизованного общества в маргинальное состояние).ЕП 


Известно, как трудно это понятие перевести или истолковать. Его тонкая, эфирная сущность ускользает от определений. Оно из разряда «чувствую, а объяснить не могу», как вообще большинство базовых понятий: любовь, жизнь, нравственность, цельность, культура, пошлость, роскошь или искусство.


ЕП. Не думаю, что хамство (невежливость, грубость, бестактность, беспардонное нахальство, наглость) было бы трудно определить вербально на любом языке. Это просто неуважительное отношение к личности другого человека или всего общества. Оттенки и градации хамства многочисленны, но поскольку в цивилизованном обществе, уважающем всех, хамство не принимается в рассмотрение вообще, то и о его градациях и степенях говорить необязательно и неинтересно. А вот то, что отсутствие хамства в человеческих отношениях (уважение) является базовым понятием, должно стать предметом широкого обсуждения.ЕП

Хамство - всего лишь демонстрация превосходства в силе, влиянии или наглости.

Первопричины хамства 

Необходимость показать свое собственное превосходство основана на том, что хам в глубине души всегда недоволен и собой и окружающими. Его самооценка невысока, т.к. он чувствует свою недосягаемость до естественного человека (здесь явно описка авторов - читай "чувствует недосягаемость для себя естественного человека") (наличие - принципов, совести, милосердия, ответственности), а потому он окружающих пытается понизить до «ниже своего уровня». 


Находясь в толпе, сидя в директорском кресле или будучи колумнистом на Снобе, хам свою несостоятельность, ограниченность, невидение перспектив и путей дальнейшего развития, пытается распространить на окружение или проводить политику, которая может удовлетворять лишь его личные потребности и которая не способствует развитию возглавляемой организации, движения или колонки (если оппозиция не сделает это за него). Потому цель хама - пристыдить, через показ своего превосходства и подавить до уровня, пока "соперник" не будет унижен, через попытку осадить собеседника, говоря примерно таким образом: "Люблю по носу щелкнуть, не задирайся выше ватерлинии! Скромней, дорогие мои...".


ЕП. Прекрасный, хотя и несколько сумбурный анализ хамства и его причин. Необходимость показать свое превосходство относится к патологическим чертам человеческого характера - это комплекс неполноценности - воинствующее невежество, нарциссизм (зацикленность на себе, крайний эготизм), завистливость, стремление к компенсации собственной ущербности за счет унижения других более достойных людей или совсем слабых, попытки насильственного приведения сложного и красивого мира в соответствие со своим упрощенным и уродливым представлением о нем, хотя бы в каждом отдельном случае (цивилизованный человек чаще всего бывает не подготовлен к атакам грубого невежества, особенно если они носят вульгарный, шокирующий или физический характер, и хотя бы на время выпадает из активного дискурса).

Использование хамом "запрещенных" для интеллигента лживых и коварных приемов - а именно: вербальной и физической агрессии, ненормативной лексики, "перехода на личности", передергивания фактов, вербальных манипуляций моралью - "пристыдить" ни в чем не повинного человека, взывать к скромности там, где нужно честно и компетентно высказаться, стыдить человека за "нескромно" проявленные вовремя эрудицию и образованность (а зачем они тогда нужны, если нужно стыдиться их проявлять и применять в жизни? Кичиться ими не следует, но кичливость ведь тоже разновидность хамства).

Все, что описано выше, не входит в "правила честной игры" в социуме цивилизованных людей. Зачем "щелкать кого-то по носу", если все люди уважают друг друга и все равноправны в высказывании своих убеждений, зачем унижать собеседника, если это возможно только один раз, после этого агрессивный хам никогда больше не появится в этом обществе и не увидит этого собеседника, который и руки-то ему никогда больше не подаст, как и все цивилизованное общество, если только хам не его начальник и не имеет рычагов физического и морального воздействия с угрозой нормальной жизни этого цивилизованного человека и общества, находящегося в маргинальном меньшинстве (то есть вынужденного демократически подчиняться хамскому большинству). А это, к сожалению, положение вещей на сегодняшний день (по крайней мере в России и Европе и США). То есть люди новой формации оказались в решающем меньшинстве даже с точки зрения авторитета, раньше они хотя бы говорили о необходимости основательного образования, учившего думать и знакомившего со всем лучшим в мире на протяжении всей его истории, о необходимости нравственного стержня, не позволяющего развалиться личности и обществу, о том, что Культура – это не музей и не концерт раз в год, а вся наша жизнь, включая общение в транспорте и сферу услуг.

Маргинальное положение меньшинства, в котором находится цивилизованное общество, и является единственным условием для существования хамства как явления и его доминирования.
Под цивилизованным обществом я понимаю общество уважающих друг друга людей, настоящей элитой которого являются духовно развитые образованные люди. Вежливость и общественная культурность не зависят от уровня образования. Этим занимается воспитание.

Если хамство рассматривается как социальная патология и сводится к больничному меньшинству (или тщательно скрывается, как порок, подлежащий немедленному общественному осуждению), то оно и не поднимается до уровня общественной проблемы, как сейчас. ЕП

Рассказывают, что в послевоенной Одессе, где хамы (уголовный элемент - воры, см. фильм "Ликвидация". комм. ЕП) размножились немеряно и обижали людей и днём и, особенно, ночью, от них смогли избавиться в недельный срок. Главнокомандующий (Жуков, ЕП) приказал военным ночью переодеваться в гражданскую одежду и всех «нападающих хищников хамов» беззастенчиво отстреливать. Люди в городе на длительное время перешли в состояние спокойной жизни и самочувствия.

ЕП. Это очень правильная постановка вопроса – натуральные «природные» хамы (не подлежащие перевоспитанию) действительно есть представители хищного вида человекообразных животных (или охищненные ими люди, см. труды Поршнева и Диденко) - хотя отстрел в цивилизованном обществе даже животных - это невозможно. Люди в Одессе были шокированы таким "окончательным решением". Дело было после войны, грабежи в Одессе приняли массовый характер, но у воров были родные. И сам факт безжалостного отстрела без суда и следствия не соответствует Конституции.

До такого состояния доводить нельзя, так как попустительство и потакание хамству разлагает общество и неизменно вытаскивает хищников на поверхность, становясь для них сигналом "можно!" со стороны правоохранительных органов, («полиция - картофельное пюре» - шведская детская дразнилка) так как хамство (дикость и грубость нравов) есть первая ступень криминализации общества - устранение права человека на неприкосновенность моральную и физическую его личности, на априорное (не требующее доказательств) достоинство и уважение к себе, а следующая стадия - открытое насилие и перераспределение ценностей, или издевательство и подчинение вплоть до убийства, в случае, когда брать нечего. Это все видано и хорошо известно нам (надеюсь!) по русской истории (революции, перестройки и пр. беспредел). История четко показывает, к чему ведет заигрывание с «грядущим Хамом» (выражение Д. Мережковского). ЕП

Сегодня психологи предлагают противодействовать хамам путём изменения к ним своего отношения, т.е. предлагают каждому формировать свой индивидуальный способ реагирования на хамство, применяя - способ игнорирования и юмора.
ЕП.Складывается устойчивое впечатление, что вежливые и корректные люди находятся в положении меньшинства в нынешнем обществе, но это не нужно понимать буквально, как исключительное свойство элит – нынешние «элиты» как раз чаще всего являются рассадниками как изощренного так и «брутального» хамства. А среди простых и «обычных» (не очень высоко образованных) людей очень много вежливых и нравственно воспитанных.

Игнорирование (это и есть попустительство и потакание, вызванное уже бессилием) и юмор (ненасильственное противостояние хамству) являются единственными средствами защиты от хамства в обществе, где хамство уже превалирует. Иначе все окружающие просто зашикали бы на хама и ему пришлось бы спасаться бегством от публичного стыда.

Отсюда и вывод, мы живем в обществе, где хамство превалирует. ЕП

Немного о хамстве в истории…

... И сказал: проклят Ханаан;
раб рабов будет он у братьев своих ...

В понимании библейском хамство — проявление, скажем так, крайнего неуважения меньшим большего (сыном — отца, тварью — Творца). Напротив, для писателя Довлатова, рассматривающего явление в контексте отношений государства и индивида, «хамство — это всегда “сверху вниз”, это всегда “от сильного к слабому”».



ЕП. В библейском контексте это и трусливый вызов более достойному и сильному, но утратившему (может быть, временно) силу (глумление над пьяным стариком-отцом или поверженным противником, или уничтожение покоренных народов), и хамство и богохульство, вызванное неверием (то есть чувство безнаказанности или альтернативного покровительства – некая бездуховная «крыша», идеи, теории - Ницше, например, с его сверхчеловеком, которому все можно, однако, его понятие сверхчеловек означает лишь безнаказанную возможность творить, что в голову придет, без нравственного ограничения и уважения ко всем, присущего высокодуховным людям.).

А есть еще и хамство осознанное, основанное на силе и накоплении силы, богоборчество, сознательное Зло, стремящееся ради Эготических целей обретения тотальной власти к свержению Добра и Божественных установлений в мире вообще (то же ницшеанство, сатанизм, "сверхчеловеки" и сознательно осуществляемая вседозволенность).

Но чаще всего это действительно "сверху - вниз" по Довлатову. Хам опасается проявляться, если он не обеспечен властью и защитой, и распоясывается только в атмосфере полной безнаказанности и несопротивления (среди зависимых подчиненных, интеллигентных людей, не могущих постоять за себя его методами, слабых и детей). ЕП

К 1917 году (с 1860-70-х начиная, нигилизм, отказ от соблюдения условностей, приличий, вежливости ЕП) хамский тон стал столь привычным, что проник уже почти во все стороны общественной жизни; отразился на манере одеваться, держать себя, попал в язык газет, журналов, в устную речь. Его влияние обнаруживалось практически во всех областях деятельности, культуре, искусстве. Он определял направление "прогресса". 


Прогрессивные литераторы писали романы, герои которых производили отталкивающее, неприятное впечатление, в театре шли пьесы, прогрессивные авторы которых безжалостно смаковали унижение людей, мерзости и отвратительные пороки, низости и непотребство, прогрессивные живописцы списывали с натуры картины самых неприятных и неприглядных явлений и проявлений действительности, выискивали и изображали персонажей, утративших человеческий облик, прогрессивные стихотворцы соревновались в воспевании противоестественного разврата и извращений, на эстрадах и подмостках летних театров и концертных залов пелись скабрезные куплеты и пошлые песенки. Небывалый масштаб приняла в то время и критика Церкви и высмеивание "ортодоксального" вероисповедания. Сбывалось предсказание философа - Грядущий Хам явился.

ЕП. Это называлось демократичностью. Это было еще только «мещанское выражение» хамства - пошлость, настоящее хамство придет позже с революциями. ЕП

Известный русский философ Мережковский для наиболее доходчивого выражения близящейся революции, ее мерзости, смрада и ужаса, не нашел тогда образа более подходящего, чем сравнения ее с грядущим Хамом.
И были все основания такому сравнению. Интернационалка, действительно, в деле расшатывания основ Империи наравне с атеизмом особенное значение придавала пропаганде и распространению именно этого порока. Ну, как же, за пропаганду безбожия в православной стране можно и Сибирь схлопотать, а тут скрытое безбожие, в подлом виде. Сказывалось знание своей собственной истории. (Уж не об этом ли проклятии упоминается в известном гимне?). А дальше все как в математической формуле: хамский грех влечет за собою рабство у рабов, значит, чтобы поработить страну, нужно спровоцировать народ ея к массовому хамству. Так усилиями революционеров и народников потихоньку приживался в России новый вид общественных отношений - хамский тон.

ЕП. Интересно, что в общем положительный персонаж романа Тургенева «Отцы и дети» Базаров, врач, натуралист и прогрессист-нигилист (читай атеист-социалист), ведет себя по отношению к остальным персонажам абсолютно по-хамски с точки зрения дворянского воспитания и уважения самоценной личности другого. ЕП 

После этого громадную махину государства оставалось только слегка качнуть.
Сергей Довлатов: «Хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом – умноженные на безнаказанность».
 

По каким внешним проявлениям можно распознать хама? 


«Мы овладеваем более высоким стилем спора. Спор без фактов. Спор на темпераменте. Спор, переходящий от голословного утверждения на личность партнера…

«Поведение в споре должно быть простым: не слушать собеседника, а разглядывать его или напевать, глядя в глаза. В самый острый момент попросить документ, сверить прописку, попросить характеристику с места работы, легко перейти на "ты", сказать: "А вот это не твоего собачьего ума дело", и ваш партнер смягчится, как ошпаренный». (
Из М. Жванецкого. ЕП)

Сегодня, при сложившемся множестве разновидностей, хам показывает себя:


1. Изобилием хвастливых высказываний, направленных на то, чтобы не дай Бог, кто-нибудь не оказался хозяином положения вместо него;


2. Наглостью, бесцеремонностью и презрительностью в высказываниях, по отношению к своим мнимым "соперникам" (тем, кого хам считает за таковых);


3. Частым использованием неприличных выражений, "плоских шуток", в том числе завуалированных. Основная цель шутки – нанести обиду;


4. Презрительным отношением к отрицаемым социальным нормам и сложившемся ценностям, при демонстративном разглагольствовании о "правах человека» или их отсутствии («У нас всего одно лишь право – быть соборованным после смерти»);


5. Наглость у хамов, порой, воспринимаемая как смелость и оригинальность, нравится и пленяет ленивых окружающих ровно до того момента, когда хамство не коснется их лично. Поэтому так много сегодня политиков и уголовников, и политиков-уголовников и хамов - публичных людей во всех проявлениях. 


ЕП. Верно, но только и это признак государственного господства хамского большинства ЕП)

6. Хамы - люди весьма чувствительные к тому, как к ним относятся окружающие, наряду с этим, у них гипертрофированная гордыня, и при невнимании, выражающемся в вежливой демонстрации занятости, они, скорее всего, потеряют к вам интерес. Особенно они чувствительны к лести. Тех кто их поддерживает, они стараются не обижать, дабы иметь поддержку и в дальнейшем. (Но иногда срываются и обижают и их тоже при отсутствии других объектов. ЕП)


7. Хам из своего выступления, как правило, устраивает маленький спектакль. Ему всегда мало одного зрителя (по совместительству - участника конфликта), он нуждается в большой аудитории. Его зрители – это и пассажиры транспорта, люди на остановках, очередях в магазине, вплоть до выступления в различных медиа-средствах.

Как можно отделить хамство от эпатажа

Спутать хамство с юмором элементарно. Это чувствуют читатели колонок, не всегда понимающие, еще смеяться или уже закрыть для себя тему.

ЕП. Эпатаж это или вынужденное, так сказать, "хамство с отчаяния", когда тебя систематически притесняют, или все же распоясывание = безнаказанность. ЕП 


Бывает непросто отличить хамство от художественных средств. 


ЕП. Приехали!!! Хамство никогда не является художественным средством в настоящем искусстве по определению, в нем властвует Гармония. ЕП) 

Ясно, что публику надо оглушить, покорить, взять в оборот. 

ЕП. Смотря какую публику. Это совсем не ясно в случае цивилизованного общества и принципов «орфического искусства», когда настоящее Высокое искусство действует («доходит») само по себе, и всегда положительно, невзирая на степень подготовленности публики ЕП. 

Не всегда ясно, где кончается творческое дерзание и эпатаж и начинается хамство. И когда оно начинает подменять собой драматургию, аргументацию в полемике, остроту в шутках.

Бернард Шоу как-то заметил, что некоторые разделяют мнение, что секрет успеха в необходимости обидеть как можно больше людей. Трудно спорить — пришлось бы для начала определять, что такое чувство юмора, какова природа смешного, чем конкретно отличается остроумие от остракизма. А это все тоже из разряда трудноопределяемого.


ЕП. Можно обратиться к мнению отцов Православной Церкви, они прекрасно разобрались в этом. Юмор, унижающий человека, это хамство. ЕП

Хамство – признание поражения, отягощённое нежеланием это признавать. (Очень точно ЕП). Для самовыражения и самоутверждения вовсе не нужно эпатировать публику хамством.
Хамство - это намеренный переход личных границ или просто отказ их учитывать. Эпатаж – это поиск идентификации. 

ЕП. Мне кажется, это, скорее, действительно форма подачи, но только отчаянная, во враждебной искусству и художнику среде, вид гражданского негодования, как скоморохи и юродивые. А остальное – все же хамство. ЕП 

Эпатаж - форма подачи, хамство же - состояние души.

Чем выше образование, тем больше возможностей сделать хамство тоньше и возвести его почти в искусство. Чем выше культура, тем меньше желаний это делать.


ЕП. Хорошее замечание, но только для общества, где Высокая культура уже маргинальна. Все же надо учитывать, что образование (как освоение наработанного нравственного культурного опыта предков) – это единственное средство повышения личной культуры, гуманитарное образование – обязательно, вся классическая литература и искусство повествуют о вечных ценностях, доброте, совести, благородстве, ответственности, нравственности, и о тяжести греха, отступления с пути Добра и Света. Точные же науки привносят некоторую структурную ясность в представления о мире и только. К тому же ученые часто ошибаются, перенося свои формулы на общество и человека. ЕП

Причины, побуждающие допускать по отношению к себе хамство


Но причины, побуждающие хамить не так интересны, как причины, вынуждающие это сносить. 

Наверное, у кого-то такой прочный наружный слой, что легкое похамливание для них вообще незаметно, а интенсивное ощущается как массаж. Но не все же такие. Большинство из нас к хамству очень даже чувствительны и в трамвае реагировали бы на него совсем иначе. 

ЕП.Это вечная человеческая наивность, в хорошем чистом смысле, вера «добрых людей» в невозможность и неправомерность зла. Вечная неподготовленность нормальных людей ко Злу. А хамство – это, конечно, несомненное проявление Зла. ЕП

Вполне логично предположить, что читатели подсознательно воспринимают ведущих колонок как вышестоящих. От колумниста ведь зависит очень многое. На момент когда он является Автором колонки, он капитан во время плавания — власть. И все ему позволено.


ЕП. Ничего себе! Это возможно только в обществе неграмотных и невежественных людей. Почему это просвещенные думающие читатели должны воспринимать редакционную или другую колонку как нечто вышестоящее? Только в том случае, если масс-медиа выражает мнение тоталитарного правления или имеет чрезмерное влияние в обществе не очень образованных, умственно и нравственно неразвитых, несамостоятельных (или бездумных, легковесных) людей, или если «колумнист» зарекомендовал себя как эрудированный, добросовестный, нравственный и ответственный журналист и мыслитель определенных взглядов и принципов, и все. От колумниста сейчас зависит только немного общественное мнение, если к нему прислушиваются и (!!!) если ему поверят. Как Белинский, Герцен и пр. Критичность в восприятии чужих мнений и ориентация на выработку собственных взглядов есть одна из черт развитого человека. ЕП 

Как же быть с хамством?


Ну и главное. Непонятно, как вообще с хамством быть.
(Ох, лучше бы с ним вообще не быть! ЕП)

Оно вызывает шок. Оторопь. Вышибает из колеи. Заставляет глупо улыбаться, не верить своим ушам. «Хамство тем и отличается от грубости, наглости и нахальства, что оно непобедимо, что с ним невозможно бороться, что перед ним можно только отступить», — говорит Довлатов.

                                                                   ЕП. А чем это наглость, грубость, нахальство                                                                                      отличаются от хамства? Это всего лишь атрибутика                                                                            хамства, его описание. ЕП 

Не все с этим согласятся. Многие даже среди психологов считают, что хамству следует давать отпор. Твердо парировать. Отвечать в том же духе. Не совсем, правда, ясно, в чем тут отпор: ты, наоборот, умножаешь хамство, спускаясь на уровень хамящего. И кто знает, где вы оба остановитесь.

ЕП. Бесконечно верно, хамство – не ответ хамству, это его размножение. ЕП 

Реагировать на хамство медийное, особенно шутейное, обидой или возмущением считается дурным тоном. Не можешь парировать тем же — смейся. Считай за шутку. Покажи, что чувство юмора у тебя есть — хотя бы в пассиве. 

ЕП. Реагировать на хамство добродушным юмором как-то двусмысленно, но реагировать на хамство вообще сложно. ЕП

А если вполне в силах дать отпор? Надо ли?

«Мужественный человек не стерпит оскорбления, а благородный человек не нанесет его». 


ЕП. А может, по Пушкину, лучше быстрее переодеться? А как быть в случае оскорбления женщины? Я думаю, мужчины должны вступаться или ограждать женщин даже от возможности хамского отношения. ЕП


Нравоучения, выводы и призывы

Снобчанин (это звучит гордо!)
СЕГОДНЯ ТЫ ВЫНУЖДЕН, 

а. достойно, как человек перед смертью,

б. спокойно, как мужчина в первую брачную ночь,
в. хладнокровно, но чутко, как при переходе реки, по первому ледку: 


1.Допустить мысль, что в снобисткую среду проник, существует и бесконтрольно размножается неподдающийся перевоспитанию «вирус хамства». Его следует изучать, а, изучая, постоянно лишать питания и среды для размножения!; 


2. Признать, что почти в каждом человеке вирус хамства уже отложил свои следы, которые могут быть смыты и полностью исчезнут, лишь при пристальном контроле их проявления и приложении постоянных личных усилий по их ослаблению. Очищай себя и помогай соседу!;


3. Учиться выявлять в среде человечества проявления хамов и хамства, а, научившись, уверенно их классифицировать. А, выявив, противодействовать - мыслью, словом и поведением (бить никого не надо)!

Дружно поем Снобсельезу! :-)
(данная статья является исследованием по обсуждаемому вопросу и имеет несколько авторов) 
Источник: Эта статья перепечатана с сайта СНОБ.ру http://www.snob.ru с моими личными комментариями. ЕП.

Все записи 
Версия для печати

-------------------------------------------------------------------------------------------------------
ЕП. Еще и очень толково о том же с того же сайта СНОБ
--------------------------------------------------------------------------------------------------------

 Сарказм и Хамство, Лед и пламень Не так различны меж собой ??


Вот кабан, он дик и злобен,

Но зато вполне съедобен.

Есть достоинства свои

Даже у такой свиньи.
                                              Борис Заходер.


Сарказм - это вежливая форма "утончённого" хамства. Степан Пачиков

Этот текст возник как возражение Пачикову, поэтому цитатам из Степана тут отведено почетное место. Они будут выделены курсивом. Кроме того, здесь присутствуют аллюзии на текст Довлатова о хамстве -http://www.sergeidovlatov.com/books/etoneper.html.

Дискуссии как о хамстве,так и о сарказме на Снобе уже бывали. Но поскольку окончательного согласия даже о определениях выработано не было, а тем временем поколения снобов сменились, то возможно будет небезынтересно копнуть эту тему еще раз.

1. Хамство

Все найденные мною определения включают в себя грубость,бескультурье и агрессию, но тот факт, что адекватного перевода понятия “хамства” на иностранную мову не существует, доказывает, что есть тут что-то еще. Моя персональная и вполне спорная интерпретация хамства связана с этимологией этого слова. Хам в русском языке довольно долго был человек НИЗКОГО звания, и его НИЗКАЯ культура и грубость были вещами само собой разумеющимся и вытекали из его НИЗКОГО социального статуса.

И у меня ощущение, что вот социальные статусы давно изменились, но в понятии хамство застряло и составляет его очень важную часть именно НИЗОСТЬ. Хам низок, и он как правило пытается унизить свою жертву - а попытка унизить есть низость сама по себе.

Хамство всегда персонально. Оно не направлено на идею, или произведение, или на неудачную фразу. Оно всегда направлено на автора этой идеи или фразы, а в простейшей форме - на покупателя или старика в трамвае.

Мне кажется, что хамство есть свойство личности ...Степень же его внешних проявлений зависит от степени безнаказанности хама и беззащитности его жертв. Продавщица хамит покупателю и не хамит своему начальнику, но в душе …То есть хамство есть сущность, а не форма. (Выделено мною. ЕП)Поэтому хамство “утонченное” отличается от обычного нижегородского лишь лексиконом.

2. Сарказм.

"Тут тоже нет особого единства в определениях. Если верить презренной Википедии , сарказм это высшая степень иронии. Ну, объяснили …

Сарказм тем и отличается от иронии, что ирония может быть доброй, а может быть и злой. Если она (ирония) злая, то это сарказм." С.Пачиков

Позволю себе привести собственную интерпретацию.

Ирония и сарказм это в общем одно и то же. То, что видится доброй иронией, подтруниваем автору какого нибудь высказывания, почти определенно будет воспринято как сарказм объектом этого высказывания. Поэтому позволю себе заявить, что ирония и сарказм это одно и то же, и переводятся эти два два иностранных слова на русский одним и тем же словом : НАСМЕШКА. Сарказм стоит несколько выше по шкале язвительности, но, опять это дело восприятия и точному измерению не поддается. Но в отличие от выражения “Ты глупый клоун” , движущими механизмам иронии-сарказма является ПАРАДОКС и недосказанность. Примеры из Википедии:

1. Если больной очень хочет жить, врачи бессильны (Фаина Раневская)

2. Бесконечны лишь Вселенная и глупость человеческая, при этом относительно первой из них у меня имеются сомнения (Альберт Эйнштейн)

Ирония-сарказм - в отличие от хамства, есть свойство ума, а не качество души, и не продукт ни воспитания, ни давления среды. Это некоторое интеллектуальное оружие, которое может быть употреблено в малой или большой дозе, во зло и в мирных целях, по отдельной ущербной фразе или по личности автора этой фразы.

Конечно, есть ситуации, когда ирония-сарказм неуместны - на кладбище, в разговоре со слабоумным, или в дискуссии , целью которой является установление истины, а не вколачивание собственных правильных представлений в голову оппонента. Но поскольку дискуссии на Снобе , как правило, ни к одной из перечисленных категорий не относятся, мне использование иронии-сарказма в умеренных дозах представляется вполне легитимным полемическим оружием.