perjantai 21. joulukuuta 2012

О "необучаемых" гражданах, неинтересных обществу




Этот факт ставит перед нами сразу несколько проблем. Во-первых, проблему идентификации этих людей? Из нее вытекает необходимость создания или использования существующих научных критериев оценки психотипа человека и методов исследования разных психотипов на теоретическую обучаемость. Такая оценка людей вызывает вопрос: а зачем существуют такие люди, в чем их назначение и нужно ли оценивать ценность каждого человека по выдаваемому им в мир какому-то эквиваленту практической видимой пользы? И пользы для кого? И правомерна ли вообще такая оценка? Нужно ли такое количество людей с высшим образованием, если для них не хватает работы?

Во-вторых, возникает проблема равенства и равноправия. Является ли человек, не способный воспринять определенные правила общественной жизни и навыки, требующиеся для высококвалифицированного профессионального труда, равным людям, усвоившим и применяющим такие правила и навыки? Имеет ли он право пользоваться всеми благами "цивилизации" (не будем вдаваться в оценку этих благ в современном мире) наравне с людьми, которые создают эту цивилизацию и эти блага? И как с ним поступать?

По законам всех цивилизованных стран такой человек обладает всеми правами равноправного гражданина этих стран. С точки зрения общественной пользы, на первый взгляд, такой человек не представляет никакого интереса. Однако, отсюда вытекает следующий вопрос: живет ли человек для общества или все же общество существует в интересах и на благо каждого отдельного уникального человека? Это ставит на повестку дня проблему отношения общества и отдельного человека. Но поскольку без человека нет общества, проблема решается сама собой. Общество существует исключительно в интересах всех и каждого. 

Теперь о человеческой природе. Многочисленные эксперименты (естественные и искусственные) доказывают, что человек, воспитанный животными (синдром Маугли) человеком не становится (тут Киплинг ошибся), он может стать животным более высокой умственной организации, но не человеком. Для этого ему нужно воспитание людьми и общение с ними. Более того, если он не получит такого воспитания до 9 лет, процесс становится необратимым, он никогда не научится говорить и никогда не станет полноценным человеком. Это научный факт.


Человек, живущий в изоляции от социума, вне общества  и средств, заменяющих общение с людьми (книги, фильмы, радио, музыка), живущий например в полном одиночестве на необитаемом острове без всяких удобств и электронных средств, очень быстро дичает в тяжелых естественных условиях и даже в не очень тяжелых условиях одиночного заключения. 

В благоприятных условиях южного климата, наличия воды, фруктов и изобилия питательных растений, а также не очень частых природных катаклизмов, требующих активных действий и физической силы для спасения собственной жизни, человеческая сущность опрощается (что вовсе не является отрицательным явлением), но не дичает, продолжает оставаться человеком. 

Скорость и степень одичания зависят от общего уровня развития и образованности такого человека. Человек может продуктивно общаться с собой, при наличии определенного культурного запаса, и с Природой, если она к  нему благосклонна (не убивает его). Человек, находящийся в тяжелых, но преодолимых условиях, довольно быстро приспосабливается к ним (обучается необходимым навыкам в навязанных обстоятельствах). Такая обучаемость - то есть животная способность приспосабливаться к окружающим условиям не является гарантией того, что одичание не произойдет, не препятствует одичанию, если культурный запас человека мал или вообще отсутствует.

Если человек не ограничен в средствах, симулирующих живое общение с другими людьми (радио, тв, фильмы, книги, музыка) и человеческой мыслью в разных ее проявлениях, а также имеет возможность бывать на природе, одичание не происходит вообще, как в случаях людей, живущих одиноко, затворниками, добровольно или вынужденно. Однако, во всех развитых обществах приняты законодательные постановления о мерах предотвращения социальной изоляции людей. То есть отсутствие живого общения все-таки действует на людей отрицательно.

Значит, человек становится человеком и остается им только при условии его воспитания собратьями по разуму и при наличии определенного "культурного запаса" или достаточных средств, хотя бы симулирующих общение с людьми или человеческой мыслью. 

Что такое вышеупомянутый «культурный запас»? 
Во-первых, это необходимая защита ребенка родителями от агрессивной окружающей среды, вырабатывающей даже в человеке определенные качества, присущие животным. Во-вторых, это вербальное общение, то есть умение понимать и выражать мысли с помощью слов. 
Животные, например, общаются посредством совершенно других механизмов, отчасти присущих и людям (видимо, все же, из-за относительно агрессивной среды обитания), но не выходят на уровень вербального оформления знаковых сообщений друг другу. 

Язык и владение искусством говорить и соответственно думать являются определяющими в становлении человеческой личности. Но только при наличии общества других людей. Только в процессе общения с себе подобными вырабатываются навыки и правила такого общения - этика, мораль и нравственность.

Следующим по важности фактором становится содержание мыслей и речи, то есть их содержательное наполнение, а также конкретность и абстрактность мышления.Этот фактор зависит от наличия свободного времени и возможности для наблюдения мира и приобретения опыта (в том числе и чужого), т.е. образования.

Конкретность (прагматичность) мышления часто свойственна людям, не получившим образования. Она же называется практичностью, материальностью,  и даже меркантилизмом, а также в крайних проявлениях ограниченностью и узостью мышления. 
Абстрактность мышления подразумевает размышления о вещах, не всегда имеющих прямое отношение к сиюминутной жизни индивида или способность на основании наблюдения простых взаимосвязей простых вещей и событий в жизни выстраивать умозаключения и на их основе делать какие-то обобщения, полезные или не очень в реальной конкретной жизни. 

Философия и наука (в частности, математика) являются высшим проявлением абстрактности мышления и требуют знаний, объема опыта, способности к наблюдению, анализу наблюдений и их синтезу, то есть умения делать обобщения и выводы. Высшей формой абстрактного мышления является логическое умозаключение, не имеющее реального подтверждения в каждодневной жизни и сделанное исключительно на основании четкого логического построения (предположения, гипотезы и даже фантазии), подтверждаемого только интуицией, но позволяющее построить более общую картину вещей (создание понятий) и применить ее на практике с какой-то целью (или не применять). 

«Абстракция в своих высших формах является результатом раскрытия все более существенных свойств вещей и явлений через их связи и отношения.» Википедия.рус.
Основными целями любого человека являются поддержание жизни и познание.
Жизнь человека священна и первична, но как только обеспечиваются нормальные условия существования и безопасности человеческой жизни (во всем объеме ее аспектов), человек немедленно начинает заниматься познанием окружающего его мира и самого себя в этом мире, то есть начинает заниматься абстрактным мышлением. 
Но вот, что интересно, одни люди, даже не имея условий получить образование (то есть набор знаний и выводов, сделанных на основе этих знаний), начинают спонтанно учиться сами в естественных условиях, и мир (Природа) предоставляют им достаточно материала для приобретения собственного опыта наблюдений и обобщений этого опыта, то есть выхода на уровень абстрактного (понятийного ) мышления, позволяющего, например, усовершенствовать, улучшить ( и усложнить) свою жизнь и жизнь сообщества.

Другие же люди никогда не испытывают потребности в таком познании окружающего мира, воспринимая его как целостную данность, не требующую манипуляций (расчленения и обобщения) с помощью интеллекта. Они воспринимают и познают мир каким-то другим образом.
Эти люди довольствуются узким кругом рутинной жизни, общения и количества информации. Более того, они часто осознанно заявляют о своем нежелании или отсутствии у них необходимости думать, воспринимать лишнюю, по их мнению, информацию и забивать голову ненужными вещами. Им хватает того, что есть  непосредственно вокруг них без всякого анализа и целенаправленного изучения. Эти люди являются частью окружающего их мира как деревья, не анализирующие окружающее их пространство, а просто существующие в нем. Больше того, они часто очень довольны своей жизнью. Люди такого типа составляли в свое время большинство класса крестьянства.
И это подводит нас к выводу, что некоторые люди являются активными субъектами реальности, а некоторые пассивными объектами ее и одновременно субъектами ограниченного воздействия - как дерево, занимающее своими корнями ровно столько пространства, сколько им необходимо.
Причем активные субъекты делятся на два типа, практиков и теоретиков. Первый тип состоит из познающих, делающих выводы и воздействующих затем на реальность с целью ее усложнения и усовершенствования (или с другими целями), второй - из познающих, но не применяющих своих знаний на практике (ученые).
Пассивные объекты/субъекты реальности вынуждены принимать изменения, навязываемые практиками и обоснованные теоретиками, в силу своей миролюбивости и пассивности своего мировосприятия.    
Люди пассивного типа составляли всегда большинство населения, крестьянство, обеспечивающее продукты питания и многое другое для всего общества. Пассивное, не агрессивное восприятие мира и воздействие на него не подразумевает отсутствия способности к обучению, крестьяне владели сложными навыками земледелия, обширными познаниями, связанными с трудом на земле и открытом воздухе, способами приготовления пищи, разнообразными ремеслами, изготовлением одежды и инструментов и т.п. Все эти знания приобретались и передавались в практическом труде. Но при этом крестьяне никогда не стремились к приобретению «ненужных» им знаний. 
Зато такое не агрессивное отношение к миру подразумевало щадящее отношение к природным ресурсам, полное самообеспечение всем необходимым, весьма умеренное потребление, естественный, напрямую связанный с природными циклами, образ жизни и мировоззрения, то есть определенную гармонию существования человека, как части природы, а не ее завоевателя и укротителя.
К чему привели изыски и предприимчивость теоретиков и практиков, мы видим в сегодняшнем мире - к гипертрофии всех без исключения явлений, к раздутому производству в целях наживы, соответственно к классовому разделению человечества, злостной манипуляции человеческими слабостями и доверчивостью, социальной несправедливости и раздутому потреблению, разрушающему планету и среду обитания человека.
  
На сегодняшний день уже понятно, что человек страдает от такого положения вещей, что он гораздо лучше чувствует себя, живя ближе к природе, в условиях социальной справедливости, в размеренном режиме, без конфликтов (а тем более, войн),  без чрезмерных напряжений и спешки, и, уж конечно, без дефицита качественного общения не только с друзьями, но и с собственной семьей и детьми.
Люди, которые сейчас не проявляют интереса или способностей к теоретическому обучению, являются либо потомками этого естественного типа людей, из которых когда-то состояло крестьянство (то есть большинство населения), либо людьми с искаженными психотипами, не способными к обучению вообще. И те и другие имеют право на существование, одни как надежда человечества, другие как  неизбежное следствие нынешнего образа жизни. Или третий вариант: эти люди занимаются ментальным воздействием на эту действительность с целью ее изменения в более естественную сторону. Этот вариант в нашем обществе до сих пор отметается, как ненаучная ерунда, хотя кое-что об этом мы уже знаем на вполне научном уровне (правда, засекреченном).
  
В статье, о которой я говорила в начале, высказывается мысль о том, что эти "необучаемые" теоретически люди являются хорошими кандидатами на выполнение всех необходимых и важных работ, не требующих теоретического обучения, которые никто из имеющих образование не хочет больше выполнять, и для которых ввозится неквалифицированная дешевая рабочая сила из других менее «образованных» стран.
Абсурдность такого ввоза очевидна. Важная и необходимая, но грязная, тяжелая, монотонная или непрестижная работа должна хорошо оплачиваться, и это может послужить первым стимулом и мотивацией для "необучаемых" теоретически за нее приняться. Вторым стимулирующим фактором может послужить уважительное отношение общества к представителям тн. «непрестижных» профессий.
Пора вернуть вещам их реальное значение, по крайней мере, до тех пор, пока ученые не разрешат проблемы автоматизации или хотя бы полной механизации тяжелого, грязного и унизительного труда. А пока - мусорщики в Италии доказали важность и престижность своей профессии одной только забастовкой.
   
И пора перестать говорить о равенстве людей, они не равны по многим параметрам и причинам, и больше говорить об уникальности и равноправии всех до единого живых разумных существ.

Е. Пююхтиа 20.12.2012




О демократии, о бедности, о практикантах и социальных службах


В нашем нынешнем мире изменения происходят так стремительно, что не устаешь удивляться: еще вчера какая-то идея казалась людям бредовой, сегодня о ней рассуждают, как о чем-то, само собой разумеющемся. Вчера людей, говоривших о невозможности нашего одиночества во Вселенной, считали в лучшем случае фантазерами, сегодня на повестке дня рассекречивание давно установленных связей с пришельцами из других миров (не только планет и галактик).

Уфологов считали до недавнего времени чуть не сумасшедшими, сегодня правительство Мексики требует от властей США объяснений по поводу невероятного количества неопознанных объектов в своем воздушном пространстве. Люди наблюдают в простенькие телескопы с крыш зданий непонятные бои каких-то объектов в небесном пространстве прямо у нас над головами и сообщают об этом в средствах массовой информации, власти не реагируют и мямлят что-то об атмосферных явлениях.

Но сегодня скармливать чушь и вранье обычным людям становится все труднее.

Информационный океан свободен и доступен всем, ВСЕМ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ, и
регулируется разве что экономическим воздействием, когда у бедных и безработных нет денег на оплату подключения к сети. Однако, и они получают новую истинную информацию через друзей и знакомых, имеющих доступ к Интернету. В наше время уже просто трудно  быть не в курсе важнейших вопросов и проблем человечества. Это же наш дом, наша планета, наше человечество, братья и сестры - люди, существа Духа и Света, с огромными возможностями, используемыми на 1-10%. Это чувство тоже начинает становиться всеобщим.

Как это происходит? Информация и ощущения распространяются с молниеносной скоростью и с помощью новых технических средств и напрямую из Ноосферы - банка человеческих знаний и опыта. Это тоже факт - философ Руперт Шелдрэйк своим знаменитым экспериментом с кроссвордами доказал это. Кроссворды в журналах в день их выхода разгадываются на порядок хуже, чем на следующий день, когда масса людей уже поработала над ними, и информация поступила в общий интеллектуальный банк.

Дэвид Айк - первопроходец и мученик информационного прорыва, над которым потешались в лицо, и пытались устранить за кулисами, теперь собирает огромные залы благодарных слушателей, аплодирующих тому, что он говорит уже 20 лет. Где они  были раньше? Почему смеялись вместе с провокаторами? Не были готовы? Не были.

Многие и сейчас еще не готовы. Аппарат воздействия на умы и души людей мощен, сложен, искусно отстроен и действует через разные каналы. Телевидение, средства массовой информации, образование, торговая реклама, компьютерные игры, а также массовая лживая информация в сети (надо быть осторожным со свободой, не мы одни ею пользуемся) воздействуют на людей беспрерывно, с какой целью? Зачем людей нужно отвлекать от высоких и сложных вопросов развития мира и самореализации человека и опускать их на уровень покушать-поспать? Причем далеко не все имеют эту возможность - покушать и поспать в нормальных условиях.

О бедности, главенствующей в мире, говорят ничтожно мало - а это насущная проблема всех государств. В т.н. развитых государствах ее просто заметают под ковер - с голоду никто не умирает, на улицах живут единицы от общего населения, ну, и слава богу, нет проблемы. Безработица растет - это временно. В социальных учреждениях есть система ротации - по истечении определенного срока (500 дней) безработного переводят в другую категорию. И он исчезает из одной статистики и появляется в другой. Цифры меняются - живут, результат проделанной работы.

Узаконили рабскую бесплатную рабочую силу через систему социальной практики, когда торговцы (всех видов, в том числе и промышленники-производители, которые тоже торговцы) могут брать на работу безработных специалистов даром, налогоплательщики оплачивают работодателям работников и сотрудников для получения прибыли, которой они ни с кем не делятся и еще пытаются всеми способами улизнуть от налогов (конституционной системы перераспределения прибыли).

Когда социальная служба предлагает им дотацию для доплаты практикантам, чтобы был хоть какой-то стимул работать, торговцы соглашаются и берут дотацию себе за то, что милостиво соглашаются принимать к себе на работу даровую рабочую силу, оправдываясь, что расходы на сотрудников очень велики.

Практикантов берут на полгода, увольняют и берут новых, бесплатно. И так до бесконечности, без ограничений. Точнее ограничение есть - мелкие предприниматели могут взять 1-2 практикантов, крупные - 20.  Такая практика поощряется, так как. якобы, "стимулирует самоактивацию безработных, особенно долговременных, и не дает им оказаться в социальной изоляции". Получать мизерное пособие по безработице (поддержку) - это одно, а работать за мизерное пособие не там, где хочешь, без всяких перспектив, с риском лишиться пособия при отказе от принудительного труда - это другое.

Разрешение на временное трудоустройство, вызванное якобы кризисной ситуацией в экономике, повлекло за собой массовое прекращение принятия на постоянную работу. Людей берут только на время, никаких социальных выплат за них делать не надо, они по сроку продолжительности работы не дотягивают до них, и увольнять их можно, когда угодно.(Это позволяет нейтрализовать деятельность профсоюзных организаций, так как у них есть требование - для получения льгот, гарантируемых профсоюзом, нужно быть на работе не менее 10 месяцев.) Это прямой возврат ко временам "дикого капитализма" и произвола работодателей. Людей держат в постоянной неуверенности, покорности и конформности, конкуренция за рабочие места и на рабочих местах возрастает до небес, доверие между сотрудниками сходит на ноль, зависть и горечь растут. Только недавно был принят закон о том, что человека, используемого временно в течение 3 лет, следует принять на постоянную работу.

Интересно, что в Финляндии демократия - равенство - работает как у большевиков буквально - с мизерного пособия, на которое и так не прожить, обязательно вычитают подоходный налог не менее 20%, то есть социальная служба из средств налогоплательщиков, согласившихся помогать оставшимся без работы согражданам, выплачивает 627 е пособия и вычитает из него 20% обратно в налоговые поступления государства, оставшиеся 500 надо умудриться распределить так, чтобы хватило на аренду, еду, кое-никакую одежду, моющие средства, подключение к интернету, телефон, газеты-журналы, оплату налога на телевидение и игрушки внукам. Средняя арендная плата за маленькую двухкомнатную квартиру составит 400-450 е. Причем, если вы согласитесь отказаться от своего прежнего образа жизни (маленькая трехкомнатная квартира, вмещающая вашу библиотеку, которую вам порекомендуют продать), то вам помогут с оплатой дешевой квартиры в дешевом районе города. Социальная служба поможет вам небольшой доплатой к пособию, если вы докажете, что голодаете и представите копии банковских свидетельств прихода-расхода на своих счетах. Выплата пособий требует большого внимания и контроля, чтобы злоупотребляющие пособием тунеядцы не могли получать его безнаказанно. Для этого создан огромный бюрократический аппарат надзора, контроля и координации, с правом личного решения чиновника, давать или не давать (то есть возможность произвола).

продолжение следует...