lauantai 9. maaliskuuta 2013

Зачем культура? О природе и сути...






Когда мы говорим о культуре (взращивании, возделывании, усовершенствовании), мы говорим обо всех достижениях нации или цивилизации на пути усовершенствования своего вида в соответствии с унаследованными или встроенными в нас идеалами и стремлениями.

Любой профессионал, ученый, исследователь, приступая к разработке новой задачи, прежде всего выясняет, что сделано до него, и ставит себе  определенную цель, которой хочет добиться.  В разработке нового  ученые используют весь опыт коллег прошлого, их лучшие достижения (этому и служит образование) и постоянно перерабатывают их для соответствия новому времени, новому витку развития цивилизации (созданию нового знания). Причем, не линейного, а именно спирального развития - вперед и вверх. Только так рождается новое, но не прерывается историческая линия всего движения. 

Идя вперед, важно не забыть, не упустить того лучшего, что уже сделано, чтобы не изобретать велосипед снова и снова. Но для этого нужно знать, что уже достигнуто (образование, изучение истории, сохранение и поддержание наработанного). Это касается и культуры. Собственно, культура и есть все, чем занимается Человек. Культуру нельзя выделить в отдельную область человеческой жизни и деятельности, это заблуждение, наука - это тоже культура.  

Культура - это не только достояние и наследие, традиции и достижения прошлого. Это и то, как мы перерабатываем, используем эти достижения в нашей жизни.  Это живая культура - современная жизнь со всеми ее творческими проявлениями, построенная на изученном, обдуманном, проанализированном опыте прошлого. 

Проще говоря, из чего состоит потребляемая и производимая человеком культура: это - музыка, которую мы слушаем и создаем. Книги, которые мы читаем. Книги, которые мы пишем. Уровень эстетического оформления нашего быта и окружающей среды. Тип общения, который мы выбираем или которому подвергаемся.

То, что мы делаем вместе... если делаем... О чем говорим и думаем... если говорим и думаем... То, чему учим детей, если успеваем... Что создаем...

Культура, кроме ее художественных проявлений в искусстве, - это то, что и как мы делаем каждый день, как живем,  как относимся к коллегам и друзьям, к посторонним и "чужим", что едим и как и где и с кем. Качество языка, на котором мы говорим, пишем и думаем. Это все составляет комплекс так называемой "потребляемой" и производимой нами культуры. Чтобы избежать застоя и топтания на месте, культуру необходимо производить, а не только потреблять. И производить на качественно новом, более высоком уровне, бережно сохраняя шедевры прошлого. 

Но изучение, потребление и производство Высокой Культуры элитарно (в том числе, и в общем смысле этого слова, не всем доступно) и часто ограничено просто финансовыми возможностями желающего приобщиться к культурному процессу развития человечества.

Даже для того, чтобы человек мог квалифицированно "потреблять" искусство, необходимо
 желание, которое дает образование (знание достижений прошлого и общих правил художественного творчества, умение мыслить и оценить мысль другого и форму ее выражения). 

Или нужно вернуться к орфическим принципам в искусстве, когда искусству обучаются профессионалы высочайшего уровня, которые производят такое искусство, которое доступно всем без специальной подготовки (прямая невербальная энергетическая передача информации) и, при этом, не снижают качества заложенной в нем духовной информации. Ведь вопреки школьным и даже университетским курсам, жизнь это всеобщее взаимодействие энергетической информации.  Сейчас доступ к такому образованию ограничен не только способностями, но и очень часто финансово и политически (и зачастую засекречен). 

И не только к художественному образованию, но и к самому потреблению качественной культуры, а не того месива, которое предлагается коммерческими средствами массовой информации. К тому же, потребление культуры не заключается в смотрении телевизора и чтении газет и журналов. Оно включает весь комплекс культурного окружения - литература, музыка, живопись, архитектура, обычаи, история, городская культура, культура национального общения. Оно должно включать и культуру пространства (живая Венеция - это не фильм о ней, Лувр надо посетить, а не рассматривать открытки с его изображениями).  

Мне возразят, что информационная революция сделала доступной любую информацию и культуру любого уровня для всех. Да. Но для того, чтобы распознать настоящую культуру, ведущую вперед и вверх, нужны ориентиры, нужно знание о том, что есть, и как сравнивать, нужны эталоны или хотя бы вехи, чтобы знать, где и что искать. А для того, чтобы попасть в культурное пространство, нужны деньги.


Невежество и деньги ограничивают доступ к культуре на всех уровнях, особенно во всем, что касается нашей обычной повседневной жизни. 

Красивы ли наши города и дома в них? Откуда нам знать, если мы не бывали в шедеврах архитектурного искусства, таких как Флоренция, Вена или Петербург?
Любим ли мы ходить по нашим улицам и становятся ли они для нас частью нашей Высокой Культуры? Чтобы ответить на этот вопрос, надо уметь его задать.

Влияет ли наш доход на уровень нашего культурного потребления?
 Как часто мы можем позволить себе сходить в кино, в театр, на концерт, в музей? И почему это зависит от уровня доходов?  Многие правительства в развитых культурных странах с традициями и запасом культурных достижений пытаются снизить цены на билеты в музеи и культурные учреждения,  но при этом повышают налоги, заработки уменьшаются, растет безработица, стоимость общественного транспорта,  и никакого видимого сдвига не происходит. Система не пускает.

Насколько мы можем влиять на содержание культуры, предлагаемой нам к потреблению сверху (масс-медиа, телевидение, радио)? Доверяем ли мы средствам массовой информации и своему правительству? Имеем ли мы право свободного выбора уровня той культуры, в которой мы хотим жить, или мы вынуждены потреблять то, что дают... ? Можем ли мы влиять на уровень культуры в собственном окружении? 
Хотим ли мы подчиняться принуждению потреблять культуру, которая нам чужда или неинтересна? Или вредна и опасна для детей... 
Почему так трудно получить дотации на культурные мероприятия высокого качества и почему для этого надо быть ловким и оборотистым? Ведь всем понятно, что настоящая культура - это не коммерция, она не обязательно окупает себя и чаще всего не окупает. (Речь идет не о спекуляции произведениями искусства, где все полученные прибыли остаются в руках агентов по продаже, а художник вынужден работать по заказу и под давлением торговцев, да еще кланяться и соблюдать политкорректность). 

Затраты (материалы, усилия художника или артиста, время на подготовку или создание произведения, организация выставок или концертов) огромны, а цены почти никогда не соответствуют их реальному уровню. 

Да и не могут соответствовать! Ни у кого, кроме кучки олигархов, нет таких средств, которые могли бы компенсировать и финансировать создание искусства (такие средства есть у государства, хотя это всего лишь частный вопрос общей культуры). Надо менять систему, в которой "производители" искусства и культуры вообще находятся под постоянной угрозой финансового краха и нищеты и не обеспечены гарантированным прожиточным минимумом (как впрочем и все граждане). 

Многие деятели культуры прошлого разрабатывали системы более
 справедливого мироустройства для всех людей без различия уровня их обеспеченности. Художники чаще других пытались воплотить в реальную жизнь эти принципы более свободной, более справедливой и культурной жизни. Эти попытки в большинстве случаев удавались и производили шедевры художественного творчества и образцы достойного человечного взаимодействия, но очень быстро давились и искажались социумом, экономическими обстоятельствами (прессингом рынка), социальным устройством, идеологией правящих кругов.

Но ведь всем давно известно - качественное образование для всех, высокая культура - для всех, право знать и изучать свою историю (историю Культуры) и историю мира, обучение философии и риторике  то есть искусству и навыку мыслить и говорить, - все это может
 эффективно влиять на развитие общей человеческой модели, которое сейчас практически остановилось и даже в массе явно направляется назад.

Что делается для того, чтобы преодолеть и исправить чудовищные искажения в современной человеческой природе?
 Эти искажения редко наследуются генетически, они цепляют людей в социуме. Неправильное общественное устройство калечит и искажает нормальную человеческую (человечную) модель и не дает ей совершенствоваться, становиться лучше, а не хуже.

Искусство и культура - последние средства прямого воздействия на собратьев по человечеству, где еще можно обойти барьеры идеологических или коммерческих фильтров. Искусство, и в частности, музыка - в этом эффективнее любых других средств. 

Бах, Моцарт, Вивальди и Шопен по-прежнему являются самыми популярными и слушаемыми композиторами во всем мире безо всякой рекламы и уж, тем более, без нейро-лингвистического скрытого воздействия на психику, как в лирике современных рок- и поп-идолов, вербующих себе поклонников "насильно", подсаживая на себя как на «иглу».

А культурное достояние и наследие, помимо эстетического удовольствия и общего развития, необходимы прежде всего для того, чтобы иметь точку отсчета, возможность сравнения и анализа. Знание о том, что было, помогает понять то, что есть, а также предвидеть и выстраивать будущее. Свое, детей и всего Человечества.

Е. Пююхтиа 2012-2013