perjantai 11. toukokuuta 2012

Высокая Культура живет среди людей


Шопен - это самый играемый на сегодняшний день композитор после Баха. Удивительное сочетание, Бах - один из самых сложных композиторов, несущих глубокую религиозную духовность, использующий сложные полифонические (многослойные, многоголосые) структуры, и Шопен - композитор, писавший в основном в малых формах для одного инструмента - фортепиано - вальсы, ноктюрны, полонезы, этюды. Слушая их, понимаешь, что они несут ту же гармонию, тот же Дух, что и произведения Баха, но по-другому и для других целей и другими средствами. И еще они содержат целый спектр эмоций, от которых всевозможные гуру пытаются так сильно нас избавить. А Шопен не отрицает эмоции, даже негативные, он с ними работает, и каждая вещь, посвященная смятению человеческой души, разрешает кризис через катарсис, находит выход через очищение, а не подавление и отрицание. Андрей Гаврилов, легендарный пианист-виртуоз, сказал однажды, что он старается "думать по Баху и жить по  Шопену".

Мы сейчас часто говорим о падении нравов и художественного вкуса, о распространении "массовой культуры", которая культурой вообще не является, это лишь перепевы старого. Мы говорим, что людей не заинтересовать Высокой Культурой. При этом Бах и Шопен остаются, по-прежнему, на первом месте по частоте исполнения, уровню популярности и известности.

Интернет (YouTube) полон исполнениями произведений этих и других прекрасных композиторов от эпохи барокко (а сейчас уже и более древней, много также средневековой музыки в прекрасном исполнении) до высот композиторского и исполнительского искусства 20 века. О чем же это говорит?

Наверное, о двух вещах: о поляризации - образованные и богатые слушают прекрасную музыку в живом исполнении, образованные  небогатые и все остальные - в интернете и реже на местных концертах (но все равно слушают!). И еще один аспект: культура четко разделилась на служащую Темному и Светлому, засилие бессмысленной, двусмысленной и деструктивной музыки поражает.

И второе - Высокая Культура и Красота по-прежнему живут среди людей,* музыка в первую очередь, как самое универсальное и доступное выражение Красоты, почти не требующее специальной подготовки для его восприятия.

Это вселяет надежду. Мы начинаем  понимать, что Культура не умерла, ее ограничивают и извращают, выхолащивают (несмотря на красивые слова администраторов и торгашей), но она живет собственной энергией, и если снять ограничения, она расцветет, и это будет заметно, благотворно и прекрасно.

_________
* стало неприличным говорить о "народе", никакого народа больше нет, слово "народ" приобрело двусмысленный "быдловатый и пипловатый" презрительный смысл. Остались "люди".