tiistai 10. huhtikuuta 2012

Культура не служит целям зарабатывания денег

Культура не служит рыночной экономике. Она просто не может этого сделать. Промышленный дизайн - это всего лишь пример удачного исключения. Однако, стремящиеся к прибылям крупные промышленники и владельцы маленьких заводов-изготовителей часто отказываются от хорошего дизайна из-за его дороговизны.  Промышленный дизайн - это пример "продуцирования" искусства (превращения в его в рыночный продукт), который служит продвижению продаж и от которого отказываются, как только он перестает быть выгодным производству.

                                

Целью "продуцирования" искусства и культуры сегодня обычно подразумевается (хочется верить в это) облегчение традиционно трудной жизни художника, искусство как "продукт" может принести художнику заработок и прожиточный минимум, если его произведения покупают. Однако, очень часто сам художник не в состоянии поддерживать этот коммерческий процесс. Глубинная суть художественного творчества заключается в каналировании (передаче) в мир энергий, которые не воспринимаются никаким другим способом, люди могут ощущать или догадываться об их присутствии, но только художник может облечь их в цвета или мелодии или слова.

                                      

Сразу возникает вопрос: ну и почему это так важно, зачем они нужны - эти энергии? Одним из множества ответов на этот вопрос может быть такой: для возвращения в мир гармонии, для сохранения баланса. А что нужно гармонизировать или приводить в равновесие?

Давно является общеизвестным фактом утверждение многих точных и гуманитарных наук о том, что человек как микроструктура и Мир как макроконструкция состоят из противоположностей: активности и покоя, грубого и тонкого, тьмы и света, шума и тишины, продолжать можно до бесконечности. Восточная философия построена на этом принципе дуальности, двойственности. Многие припомнят также и положение о единстве и борьбе противоложностей западного диалектического материализма.

                                        

Инь и Ян - примеры такой полярности. Но все помнят и знаменитое визуальное толкование этой полярности.  Противоположности равномерно распределяются в объединяющем их круге и содержат в себе увесистую точку противоположного аспекта единства как свидетельство несовершенства совершенства (аргумент в пользу терпимости по отношению к недостаткам других). Без толерантности при общем равновесии аспектов возникает жесткое противостояние полярностей. Война.


                              

Если аспекты перестают находиться в равновесии, в мире возникают другие проблемы. Полная тьма или непереносимый свет, грубый бездуховный материализм или мечтательный идеализм, оторванный от жизни (или догматизм с фанатизмом), и так далее. В отсутствии равновесия ни тот ни другой аспект не работает конструктивно. Аспекты в дисбалансе начинают воздействовать на человека и человечество в целом (а также и на весь наш мир, не будем вдаваться в точные определения, но резонанс воздействия может оказаться огромным на планетарном и вселенском уровне) и последствия искажений в направлениях развития всего труднопредсказуемы.

                                                   

Одной из главных задач искусства является оповестить мир об этих искажениях и состоянии дисбаланса. Но чудо искусства еще и в том, что пока оно оповещает человечество о возникшем неравновесии, оно одновременно приводит его в порядок, в рамках своего окружения или во всем мире, своей маленькой долей участия или во вселенском масштабе, зависит только от профессионального мастерства, тонкости и объема восприятия художника.

Искусство, которого никто не видит, становится почти незначимым актуально, на сегодняшний день, когда могут быть приняты меры для восстановления равновесия. Свободное взаимодействие искусства и мира людей необходимо, чтобы искусство оставалось эффективным. Оно сработает в любом случае (а в ноосфере - в коллективном банке памяти человечества останется навсегда, чтобы быть доступным другим, помните, "рукописи не горят..."), но сработает в данный момент не с той мощью, с какой могло бы, если бы не было заперто в ограниченный круг потребления культуры.

Е. Пююхтиа 2012
________

Тоска по роскоши - это потребность в качестве и красоте в мире дешевого производства.
----
Искусство и художники это противодействие рыночному управлению.
-----
Искусство должно приспосабливаться к потребностям трудовой жизни - это расхожая фраза масс-медиа нашего времени, но ... на каком основании?
----
Маргинализация искусства в мире постмодернизма.



Tieto Talteen Ry Kulttuuri/site/tietotalteenrykulttuuri/

Kulttuuri ei palvele markkinataloutta

Kulttuuri ei palvele markkinataloutta. Se ei voi tehdä sitä. Teollinen muotoilu on vain onnistunut esimerkki yleisestä poikkeuksesta. Rahan perässä olevat teollisuuspohatat tai pienet tehtailijat ja valmistajat usein luopuvat hyvästä muotoilusta sen kalleuden vuoksi.
Teollinen muotoilu on esimerkki taiteen tuotteistamisesta, joka palvelee myyntiä ja josta luovutetaan heti, kuin se lakkaa olemasta edullista tuotannolle (rahasammon toiminnalle).

 Tuotteistamisen päämääränä kulttuurissa oli ajateltu (toivottavasti) taiteilijoiden elämän helpottamista, taide tuotteena voi tuoda luojalleen elannon, jos hänen taidettaan ostetaan. Mutta itse taiteilija ei pysty hoitamaan tätä prosessia, se on ristiriidassa taiteen syvimmän olemuksen kanssa. Taiteen syvin olemus ja tarkoitus on kanavoida maailmaan energioita, joita ei pysty havaitsemaan muuten, ihmiset voivat tuntea ja aavistaa näitä energioita, mutta vain taiteilija pystyy pukemaan ne väreihin tai ääniin tai sanoihin.

 Heti nousee kysymys, miksi se on tärkeää, mihin näitä energioita tarvitaan? Yksi monista vastauksista voi olla - harmonian palauttamiseen maailmaan, tasapainon säilyttämiseen. Mutta mitä pitää harmonisoida ja tasapainottaa?

 Yleistiedostettu ja omaksuttu fakta on se, että ihminen mikrostruktuurina ja Maailma makrorakenteena koostuvat vastakkaisista asioista: aktiivisuudesta ja passiivisuudesta, karkeasta ja hienosta, pimeästä ja valoisasta, värikkäästä ja värittömästä, äänekkyydestä ja hiljaisuudesta ja niin edelleen. Idän filosofia on rakennettu tälle periaatteelle. Jing ja Jang ovat näitä polariteetteja. Mutta kaikki muistavat tämän periaatteen kuvallisen ilmaisun. Polariteetit ovat jakaantuneet loivasti ympyrän kehyksessä ja sisältävät itsessään paksun pisteen vastakkaista puolta.

 Jos jompikumpi puoli on epätasapainossa, maailmaan tulee esiintymään ongelmia. Täydellinen pimeys tai sietämätön valkeus, suorasukainen materialismi tai haaveileva idealismi (tai dogmatismi fanatismin kerä) ja niin edelleen. Tasapainottomina kumpikaan niistä ei pysty toimimaan. Ne vääristävät ihmistä ja ihmiskuntaa (ja todennäköisesti myös maailmaamme) suuntaan, jota on vaikea ennustaa.

 Taiteen päätehtävistä suurin on ilmoittaa näistä vääristymistä ja tasapainottomuuden tilasta. Mutta taiteen taika on siinä, että samalla kun se ilmoittaa/hälyttää tasapainottomuudesta se myös tasapainottaa ympäristön omalla panostuksellaan, pienellä tai suurella mittakaavalla taiteilijan kapasiteetista (ammattitaidosta ja vastaanottokyvystä) riippuen.

 Taide, jota kukaan ei näe, on lähes merkityksetöntä, vapaa vuorovaikutus taiteen ja ihmiskunnan välillä on välttämätöntä, että taide pystyisi toimimaan tehokkaasti. Se toimii joka tapauksessa ("käsikirjoitukset eivät pala..."), mutta paljon pienemmällä teholla, jos se toimii pieneen piiriin suljettuna.

___

Luksuksen kaipuu on laadun ja kauneuden kaipuu halvan tuotannon maailmassa.

 ____

 Taide ja taiteilijat ovat markkinajohtavuuden vastavoima.

-----

Taiteen pitää sopeutua työelämän tarpeisiin - on meidän aikamme yleislause, mutta minkä perustein?

______