tiistai 10. huhtikuuta 2012

Культура не служит целям зарабатывания денег

Культура не служит рыночной экономике. Она просто не может этого сделать. Промышленный дизайн - это всего лишь пример удачного исключения. Однако, стремящиеся к прибылям крупные промышленники и владельцы маленьких заводов-изготовителей часто отказываются от хорошего дизайна из-за его дороговизны.  Промышленный дизайн - это пример "продуцирования" искусства (превращения в его в рыночный продукт), который служит продвижению продаж и от которого отказываются, как только он перестает быть выгодным производству.

                                

Целью "продуцирования" искусства и культуры сегодня обычно подразумевается (хочется верить в это) облегчение традиционно трудной жизни художника, искусство как "продукт" может принести художнику заработок и прожиточный минимум, если его произведения покупают. Однако, очень часто сам художник не в состоянии поддерживать этот коммерческий процесс. Глубинная суть художественного творчества заключается в каналировании (передаче) в мир энергий, которые не воспринимаются никаким другим способом, люди могут ощущать или догадываться об их присутствии, но только художник может облечь их в цвета или мелодии или слова.

                                      

Сразу возникает вопрос: ну и почему это так важно, зачем они нужны - эти энергии? Одним из множества ответов на этот вопрос может быть такой: для возвращения в мир гармонии, для сохранения баланса. А что нужно гармонизировать или приводить в равновесие?

Давно является общеизвестным фактом утверждение многих точных и гуманитарных наук о том, что человек как микроструктура и Мир как макроконструкция состоят из противоположностей: активности и покоя, грубого и тонкого, тьмы и света, шума и тишины, продолжать можно до бесконечности. Восточная философия построена на этом принципе дуальности, двойственности. Многие припомнят также и положение о единстве и борьбе противоложностей западного диалектического материализма.

                                        

Инь и Ян - примеры такой полярности. Но все помнят и знаменитое визуальное толкование этой полярности.  Противоположности равномерно распределяются в объединяющем их круге и содержат в себе увесистую точку противоположного аспекта единства как свидетельство несовершенства совершенства (аргумент в пользу терпимости по отношению к недостаткам других). Без толерантности при общем равновесии аспектов возникает жесткое противостояние полярностей. Война.


                              

Если аспекты перестают находиться в равновесии, в мире возникают другие проблемы. Полная тьма или непереносимый свет, грубый бездуховный материализм или мечтательный идеализм, оторванный от жизни (или догматизм с фанатизмом), и так далее. В отсутствии равновесия ни тот ни другой аспект не работает конструктивно. Аспекты в дисбалансе начинают воздействовать на человека и человечество в целом (а также и на весь наш мир, не будем вдаваться в точные определения, но резонанс воздействия может оказаться огромным на планетарном и вселенском уровне) и последствия искажений в направлениях развития всего труднопредсказуемы.

                                                   

Одной из главных задач искусства является оповестить мир об этих искажениях и состоянии дисбаланса. Но чудо искусства еще и в том, что пока оно оповещает человечество о возникшем неравновесии, оно одновременно приводит его в порядок, в рамках своего окружения или во всем мире, своей маленькой долей участия или во вселенском масштабе, зависит только от профессионального мастерства, тонкости и объема восприятия художника.

Искусство, которого никто не видит, становится почти незначимым актуально, на сегодняшний день, когда могут быть приняты меры для восстановления равновесия. Свободное взаимодействие искусства и мира людей необходимо, чтобы искусство оставалось эффективным. Оно сработает в любом случае (а в ноосфере - в коллективном банке памяти человечества останется навсегда, чтобы быть доступным другим, помните, "рукописи не горят..."), но сработает в данный момент не с той мощью, с какой могло бы, если бы не было заперто в ограниченный круг потребления культуры.

Е. Пююхтиа 2012
________

Тоска по роскоши - это потребность в качестве и красоте в мире дешевого производства.
----
Искусство и художники это противодействие рыночному управлению.
-----
Искусство должно приспосабливаться к потребностям трудовой жизни - это расхожая фраза масс-медиа нашего времени, но ... на каком основании?
----
Маргинализация искусства в мире постмодернизма.



Tieto Talteen Ry Kulttuuri/site/tietotalteenrykulttuuri/

Ei kommentteja:

Lähetä kommentti