keskiviikko 25. huhtikuuta 2012

Добрая старая Россия




Привязанность людей к мифу "доброго старого мира", к мифологии мира, благосостояния и согласия, "традиций и порядка", вряд ли сильно удивит думающего человека.

 



 Если проанализировать даже поверхностно это словосочетание - "добрый старый мир" – то становятся очевидными заключенные в нем все вечные устремления человека во всех аспектах его жизни:

добрый – по-русски, значит еще и добротный, отличного качества, доброта на всех языках включает в себя понятие мягкости, справедливости, благожелательного отношения людей друг к другу, а также людей и власти, при уважении личного стремления каждого человека к счастью;
старый - значит, давний, долговременный, старинный порядок, уклад жизни, основанный на традициях и накопленной культуре предков, на корнях, на проверенных наработках, которые себя зарекомендовали и оправдывают.

Старый означает также традиции решения возникающих проблем, порядок подразумевает равные возможности развития и обновления, усовершенствования традиций;

мир - означает разные сообщества людей, живущих в мире (без войн), в разумном справедливом порядке и согласии во всем.

ДОБРОТА / СПРАВЕДЛИВОСТЬ – ТРАДИЦИИ / ПОРЯДОК / РАЗВИТИЕ – МИР / СОГЛАСИЕ ( Дух-Информация-Мера)

Это могло бы стать лозунгом и принципом жизни всего человечества, если бы человечество этого захотело и было бы готово к этому в своем сознании (политика) и в материальных реалиях (экономика).

Пока же человечество только ворчит (и ругается в интернете) и ностальгирует по "старому доброму миру".

Но покажите мне в истории примеры такого "доброго, старого мира". Вся история, и та, которая основана на фактах, и та, которая на мифах, состоит в основном из рассказов о конфликтах честолюбия, зависти и жадности властителей, а также о раздорах и войнах, вызванных этими противоречиями, жертвами которых всегда были и остаются обычные простые люди (впрочем, тоже охотно участвующие в борьбе за власть и богатства, но на другом уровне). И эти же люди постоянно создают и поддерживают мифы о добром ушедшем мире и времени, вместо того, чтобы немедленно заняться осознанием искривлений пути и их исправлением.



Первый и главный объект мифа о "добром и старом" говорит сам за себя - это прошлое, которое было лучше настоящего. Это может быть абстрактное прошлое, конкретное время юности у каждого поколения или какой-то особенный отрезок времени в истории, связанный иногда с видом правления или личностью правителя, пребывавшего у власти. "А вот при царе, при Сталине, до войны, до революции..., при социализме..., после войны, после перестройки..." При этом все отказываются замечать баланс позитива-негатива в каждом времени - вспоминают либо только плохое, либо только хорошее. А это иллюзия. Иначе у каждого нового поколения не было бы своего "доброго, старого" времени юности. (Здесь можно обратить внимание еще и на индивидуальное воздействие психики молодых людей на окружающее их пространство.)

 

Это не касается войн и революций, потому что ужас бессмысленного нарушения всех священных человеческих норм, переживаемый людьми на войне и в мясорубках насильственных смен режимов, так велик, что люди внутренне немеют и часто умирают духовно после таких переживаний, почти никогда не могут оправиться от этих потрясений, а если и приходят немного в себя, то начисто вытесняют все воспоминания и начинают как бы с нуля, ритуально вспоминая страшное время раз в году в День Победы, например.



Иногда миф ассоциируется с местом или страной: "а вот на Западе..., на Востоке, в Америке, в Древнем Риме, во Франции, или "у нас на Колыме..." и так далее без ограничения. Стремление идеализировать либо собственную местечковую (локальную) культуру, либо далекую чужую цивилизацию одинаково присущи человеку и зависят в основном от широты кругозора, уровня образования и личных предпочтений, агрессивности пропаганды и анти-пропаганды.

Чего только стоит культ Америки в России в эпоху застоя, а затем перестройки, когда из всякой дряни с американской наклейкой делали символ Свободы и Демократии. В результате очень эффективной пропагандистской работы "Голоса Америки" и прочих "голосов Свобод".



Но даже и тогда, когда население более или менее довольно жизнью, миф о "старом и добром" все равно живет.

Мифы эти могут меняться в разное время по разным причинам, но один из самых устойчивых на сегодняшний день – это, конечно, Англия, Мир доброй старой Англии. Однако, при ближайшем рассмотрении - это тоже всего лишь миф – национальный и довольно упрощенный у самих англичан автостереотип (смотри статью "Добрая старая Англия - миф или история?"), хотя за ним стоит что-то большее, и с натяжками и оговорками такой мир можно найти в Англии (да, пожалуй, и во всей Европе) во второй половине 19 века и самого начала 20. Это же самое время было и временем «доброй старой» России.

1. Добрая старая Англия

Ностальгические комлексы современного населения



Согласитесь, все мы обожаем исторические фильмы о старине и даже не такой уж отдаленной. Мы не особо страдаем по Средневековью (а надо бы, это была эпоха культа Духа), немного по Возрождению (но кто его изучал, как следует, кроме специалистов?), а вот века 17, 18 и 19 привлекают нас очень сильно. Все три века музыкой, искусством и архитектурой, а 19 век еще и укладом жизни. Это и пушкинская пора в России вплоть до ее Серебряного Века; Джэйн Остин, Шарлот Бронте, Диккенс, Твен, Уайльд, Шоу, Киплинг, Джэроум,Уэллс в Англии. Гюго, Бальзак, Верн, Дюма, Флобер, Пруст во Франции, со второй четверти 19 века до самого его конца и начала Индустриального Двадцатого.

Джэйн Остин, правда, стоит особняком, она жила на рубеже веков 18 и 19 (как, впрочем, и Пушкин), всего пять законченных романов, а слава и популярность «Первой леди британской литературы» не меркнут и по сей день.


Но сегодня это чаще всего будут писатели рубежа веков 19 и 20, пожившие в том и в этом - а именно, Конан Дойл (1859-1930), и Агата Кристи (1890-1976) (и их герои Шерлок Холмс, мисс Марпл, Пуаро). Фильмы и даже сериалы о «старой доброй Англии» по их произведениям просто заполонили экраны и кино и телевидения во всем мире.[1]



В этих литературных произведениях и их экранизациях нас, конечно же, подкупает не только литературное мастерство - ни Дойл, ни Кристи[2], не считаются "великими" ни в Англии, ни в мире. Их нельзя сравнить с Диккенсом, Шекспиром или Прустом. 



Но обстановка, атмосфера "старой доброй Англии" (или Европы вообще), дух и уклад жизни до начала Промышленной революции описаны ими великолепно, в подробных деталях, и это неизменно привлекает нас к этим произведениям. (Хотя Кристи больше описывает уже обломки этого уходящего мира). Старая добрая Англия, старая добрая Европа...

Но, между прочим, Россия до 1917 года была полноправной и признанной частью Европы во всех отношениях, значит, и добрая старая Россия...

2. Добрая старая Россия – миф-ли?

Мы вспоминаем всех наших литературных гениев в основном по их описаниям мучений человеческого духа и тела в разных обстоятельствах и по их пламенным выступлениям против вопиющих нарушений закона, гуманизма, против эксплуатации трудящихся, крестьян и прочих «маленьких людей», так знакомых нам по школьному курсу литературы.

 
При этом мир, описанный Пушкиным, Достоевским, Толстым, Тургеневым, Лесковым, Салтыковым-Щедриным и многими другими производит устойчивое впечатление «доброго старого мира» с некоторыми дефектами, о которых "не могли молчать" наши литературные гении (как и «великие» других литератур), потому что «пороки общественной жизни» нужно было исправлять, а без их гневного или сострадающего голоса исправление могло задержаться. Они-то ратовали за защиту и охранение «доброй старой России», потому так и горячились.


А нам с 1917 года представляли в основном их «классово-направленное» творчество критического содержания, если вообще представляли. Иностранцы же, читая Толстого и других, замечали прежде всего удивительный мир культуры, быта и духа России.

Россия всегда стояла немного в стороне от европейского мира, отличалась "лица необщим выражением" (1), по многим разным причинам (см. Русскую историю). В России капиталистический материализм и погоня за деньгами в чистом виде не приживались. Россия всегда шла своим путем.

Русские отличались оригинальностью и особым характером, восхищавшим и изумлявшим остальных европейцев. И при этом очень большой восприимчивостью ко всему окружающему. Белинский замечал, что русский в Англии становится более англичанином, чем сами англичане.






Но русские всегда все воспринятое усовершенствовали и вели немного дальше (помните Левшу и русских аристократов-англоманов), а иногда и чересчур далеко. Но всегда сохраняли самобытность своего национального духа (это при том, что все высшее дворянство в быту говорило по-французски, не исключая и Александра Сергеевича Пушкина).



Россия после освобождения крестьян в 1861 году не имела больше социальных искажений такого масштаба («рабство»), да и крепостничество без злоупотреблений было явлением неоднозначным. Кто может сейчас рассказать, что означает русское выражение «симфония народа и власти»? (См. статью Симфония народа и власти).



Симбиоз крестьян и помещика, владельца земель, был уникальной формой социального взаимовыгодного союза при соблюдении нравственных условий. Не важно, чем была вызвана к жизни такая форма, тем ли, что испокон веков давали в награду дворянам земли прямо с людьми, которые на ней жили, а людей отпускали на свободу без земли. Или тем, что государство (аппарат управления личными владениями монарха) могло снять с любого места рабочих людей и закрепить их своей волей на любой территории в границах империи в государственных целях, как это было сделано при строительстве Петербурга и русского флота, в данном случае не принципиально.

В большинстве случаев такой симбиоз работал при разумной и нравственной организации. Менталитет народа принимал барина-учителя-защитника-организатора, потому что помещик им был ("плохим или хорошим", другой вопрос), и платил ему за защиту и организацию жизни своим трудом. Пушкин говорил, что у крестьянина нет времени и возможности изучать, например, философию. Этим занимался за него помещик-дворянин. И жили они по-разному, но вместе.

Не нужно забывать, что дворянские дети воспитывались крестьянами и впитывали народный дух с молоком и сказками кормилицы, дворяне-офицеры имели денщиков из крестьян, которые проходили с ними все военные кампании и относились к ним с уважением, как к храбрым и заслуженным боевым командирам, но еще и как к собственным детям, за которыми они ухаживали с любовью.

Дистанция между ними не была слишком большой (если оставить за рамками данного разговора сословные злоупотребления, которые безусловно были, или декабристов, которые были военными, масонами, философами и экономистами-утопистами одновременно и сильно отличались вообще от всех). (См. лекции Лотмана о дворянстве и статью Муравьевой "Утопия дворянского воспитания).

Дух огромной "Земли русской" действовал одинаково на всех. Дворяне воспевали русскую природу и мирный круговорот русской жизни, причем, не дворянской в городах, многие находили ее поверхностной и часто уходили от нее, уезжая в свои поместья, а деревенской, с чередованием физического труда и отдыха, песнями и праздниками, старинными обрядами и мудростью обычаев и простого быта.



Помещики образованные часто и жили очень просто, многие активно и творчески занимались хозяйством и агрономической наукой, вводя современные усовершенствования и заботясь о физическом и экономическом благосостоянии своих крестьян.

Небольшой пример:

"Надо сказать о необычных отношениях Хомякова с крепостными. Когда-то его прадед стал владельцем поместья в результате … народных выборов. Бездетный тульский воевода Кирилл Иванович Хомяков, живший в имении Богучарово, в старости предложил своим крепостным самим выбрать себе барина из рода Хомяковых. Крестьяне выбрали небогатого, но умного и рачительного племянника Кирилла Ивановича - Федора Степановича Хомякова. Скромный молодой помещик, ставший владельцем огромного состояния, не только смог сохранить его, но и приумножил и привел хозяйство в порядок."

Сам А.С. Хомяков, русский писатель и философ, потомок того Федора Степановича, был славянофилом, в котором "удачно соединились наследственные черты рачительного владельца и заботливого, ответственного и любящего свой народ хозяина. Он всегда помнил, что власть была доверена его предку народом. Он не считал частную собственность абсолютной, был уверен, что собственник должен заслужить право владения, что ему всего лишь поручили владеть землей для общего народного блага. Принадлежа к дворянскому сословию, он себя считал повинным в неправомерной приниженности своих соплеменников. "Мы иностранцы, мы господа крепостных соотечественников, - писал он. - Мы обделяем народ и, к сожалению, лишаем его истинного просвещения".С.А.Горбова "Статьи о Москве. Русские помещики. Хомяков.
Хомяков - выдающийся общественный деятель, писатель, человек, тонко чувствующий ответственность за судьбы всех. Именно такие люди внимательны к любым социальным перекосам, они же являются инициаторами и часто составителями реформ. Такими людьми были на государственном уровне Плеве, Милютин и Столыпин.

     

Можно припомнить и толстовского Левина из "Войны и мира" - он тоже был типичным просвещенным помещиком, и таких было много. Большинство же помещиков - владельцев крепостных крестьян тоже описаны Толстым - это Ростовы, жившие в ладу со своим народом. Часто на этом уровне помещики собственными силами корректировали, еще не изменяли, а подправляли положение своих крестьян.

Нужно помнить еще и о том, что монархическая власть стремилась к освобождению крестьян еще со времен Александра Первого, и постоянно встречала неодолимое по тем временам сопротивление горстки богатейших земле- и душевладельцев. Дворяне вообще опасались своего разорения в случае радикальных реформ и отпуска крестьян с землей, да и незаконно это было - раздавать землю, принадлежащую другим. Нужно было менять законодательство, вводить компенсации за землю или давать крестьянам землю в аренду под дешевые кредиты. Сложные проблемы, но где вы видели в государстве проблемы простые. При продолжении крестьянских реформ и здесь были бы приняты разумные решения и найдены компромиссы, свидетельство тому - состояние дел в России, например, на 1914 год. Этим и занимался Столыпин.

Но у России отобрали время.

3. Развал старого доброго мира

Первыми тревожными знаками были революции в Англии в 17 веке и во Франции в 18 и 19. Это были первые пробы террора и насильственного политического изменения жизненного уклада наций в новые времена. Но реально "Добрый старый мир" стал заканчиваться в последней четверти 19 века. Началось брожение и возмущение в разных (нижних и ближе к люмпену) слоях населения условиями своего труда и существования, а также образом жизни и преимуществами привилегированных классов.

Брожение это вызывалось и провоцировалось усилиями различных "революционно-настроенных" утопистов из высших классов населения, которые в большинстве случаев имели искренние стремления улучшить положение низших слоев населения, что вполне могло быть достигнуто путем мирных "не революционных" реформ. Многие чувствовали, что мир начинает идти по неправильному пути, считали, что реформами ничего не исправишь, из-за нежелания промышленников и торгашей отказываться от бешеных прибылей и богатства, и следовали философским теориям разрушения всего и построения нового справедливого мира с нуля. (О них тоже нужно говорить отдельно.)

Началась борьба против тотальной капитализации и индустриализации, против использования детского труда, за эмансипацию женщин и сокращение рабочего дня. Все это – нормальная политическая жизнь государства, регулируемая реформами и законами. Но случилась еще и первая мировая война. (И о ее причинах и целях тоже нужно говорить отдельно.)

Первая Мировая война оказалась шоком, сокрушившим старые иллюзии Европы о традициях и порядке, о "гармонии власти и народа", и ускорившим разрушение иерархий в обществе и порядка их взаимодействия. Закончилось «время невинности» - время доверия и отлаженного взаимодействия классов между собой и людей внутри классов.

Окончательно добила "старый мир" Вторая мировая война. Отдельные островки его еще сохранялись вплоть до конца 50-х. Потом был период попыток создать нечто подобное на новом уровне, но удавалось плохо, промышленно-финансовый капитализм брал свое, массы людей с боем и в долг получали свое усредненное массовое благосостояние, а доброго веселого мира не получалось, но «лишь бы не было войны», и миф начали возрождать в кинематографии и для нужд бизнеса туризма.





А вот сейчас этот мир частично и реально возрожден в среде "очень богатых людей", поскольку сейчас простая, естественная, мирная и культурная жизнь в традициях прошлого согласия требует очень больших средств и по-прежнему не защищена от наружных катаклизмов остального мира.

Массам же, таких средств не имеющим, приходится довольствоваться своим средним благосостоянием и сериалами. Но неужели никто не задумается, почему нам нравится та жизнь и не нравится наша?

5. Уничтожение старой доброй России

В России за Первой мировой последовал государственный переворот 1917 года, который уничтожил всю старую Россию и весь уклад ее жизни, практически со всеми ее культурными носителями. Были последовательно уничтожены аристократия, дворянство, правительственный аппарат чиновников, интеллигенция, академические интеллектуальные круги, просвещенное и богатое купечество, успешные предприниматели средней и мелкой руки, т.е. русские "буржуа", затем мастера и профессионалы, затем наиболее сознательные рабочие и, наконец, сознательные предприимчивые и зажиточные крестьяне. Потрепали и мещан по политической части.

Остались крохи запуганных террором высших классов, нищие конформные мещане, обманутые рабочие и распоясавшийся люмпен, городской и крестьянский. Уклад жизни в России был уничтожен. Страхом были раздавлены души побежденных, а победившие нагло хвастались количеством убитых во время "праведного террора" и гражданской войны. Реформы и «зверства» Петра Первого по сравнению с "революционными" преобразованиями большевиков казались теперь "детским лепетом".

И все это очень плохо попахивало шпионажем, подкупом, оккультизмом, геноцидом и выполнением задач третьих, заинтересованных в ресурсах России, сторон.

Надо добавить, что кроме русских эмигрантов, никто никогда не оплакивал «старую добрую Россию», больше было некому, а иностранцы, за редким исключением, предпочитали держать свои положительные воспоминания и сожаления при себе.

6. Мы наш, мы новый мир построим...

Последовавшее за разгромом старого мира строительство нового (с нуля!) ничего не дало, кроме взрывного расцвета революционного авангардного искусства, обманутого утопическими иллюзиями и революционной риторикой, а потому пришлось частично возвращаться к старому на "новых принципах".

Но ведь диктатура и тирания - это не новые принципы, а очень древние приемы сохранения власти и охраны награбленного имущества и взятых силой привилегий. И приемы эти действенны, но не вечны. Страхом можно добиться многого, но долго удерживать достигнутое страхом трудно. Рано или поздно нужно возвращаться хотя бы к видимости "гармонии" населения и власти. И заниматься решением экономических вопросов. Иначе люди начинают есть друг друга.

Старая Европа отделалась двумя мировыми войнами (и полученными от них прибылями), а Россия была духовно и физически раздавлена. После победы во Второй мировой войне дух русских возродился, но культура была уже уничтожена под корень, и восстановить "старую добрую Россию" было невозможно при сохранявшемся правлении диктаторов, да и носителей этой культуры, тех, кто еще помнил, было уже совсем немного, да и те за границей в эмиграции.
К тому же их жестоко мучили совесть и комплекс вины за активную подготовку случившейся революции. Это они безответственно способствовали развалу монархии и империи, это они порочили царскую семью и не поддерживали Столыпина с его постепенными разумными реформами и правительство с его стабильностью. Это они играли в масонов и поддерживали студентов-бомбистов и барышень-революционерок.

Они опомнились, но поздно и за границей, те, кого не расстреляли сразу и те, кто не умер с голоду и дожил до «философского корабля» в 1922 году. Редкие возвращались потом в Россию, чтобы дожить в ссылке или умереть в лагерях.

В России же искусство и литература оставались единственными вещественными следами, источниками и памятниками той ушедшей культуры «доброй старой России». Доступ к этим источникам и памятникам строго дозировался и ограничивался, а значение и содержание их фальсифицировались.

После победы 1945 года эйфория от мира была сильна, люди радовались отсутствию войны, работали на мирное строительство и довольствовались малым, опять ждали грядущего счастья. Многие искренне верили в коммунистическую доктрину, многие вернулись к вере в Бога, Церковь, поруганная и ущербная, все же еще существовала.

Некоторые даже стали задумываться и анализировать. Система образования была более или менее налажена, люди снова получали образование, инструменты для анализа и понимания окружающего мира, и не могли больше не видеть, что то, что они утратили, точнее, разрушили сами, своими руками, и было "светлым будущим", доброй старой Россией.

Однако, продолжали упорствовать и хранить молчание, может, от невозможности исправить что-либо, может, от безысходности и отчаяния, а может от страха, институт террора ведь никуда не делся и работал. Многие, скрываясь, писали для себя "в стол".

Только в 60-е вдруг пахнуло весной, и люди начали понемногу разговаривать, не оглядываясь через плечо. Но недолго. Начался знаменитый «застой», политический контроль и регулирование опять усилились, но экономическая стабильность была, скучная до невыносимости. Когда же духовное удушье дошло до предела, появилась возможность повторить все с начала.

Ресурсы по-прежнему оставались за Россией, а с ними и экономическая и военная мощь в мире. Россия по-прежнему была огромной империей, война способствовала развитию ее промышленности, однако, для ее вторичного развала и распродажи в 1990-х потребовалась всего пара лет. Народ по-прежнему безмолвствовал. И только сейчас в новом веке вдруг заностальгировал по «доброму старому миру», но не по России, которой не знал, а по Советскому Союзу, с бесплатным образованием и лечением, дружбой народов, дешевыми ценами, спокойствием и стабильностью.

Ужасы войны и тяготы восстановления стерли из памяти репрессии и страх, разоблачение Сталина опять шокировало измученное сознание русских. Иллюзии "оттепели" и скука «застойного периода» вытеснили из активной памяти людей и этот шок. А развал России, власть уголовников, голод и реальный страх за собственную жизнь на улице стерли настоящую память о "развитом социализме", а заодно и о всегда богатых и сытых чиновниках, о дефицитах, о 101 км за высказывание своих мыслей, о принудительном психиатрическом лечении, о 8 годах заключения за чтение запрещенной литературы, и удушливом повсеместном контроле советских времен.

Так вот граждане и ностальгируют теперь по «совку» и «доброй старой Англии»!

Е. Пююхтиа (2012) 

______________________
По теме: 
https://sites.google.com/site/tietotalteenrykulttuurikeskus/project-updates/dobraastaraarossia 

[1] Франция стоит на втором месте, но там другой менталитет и взлет в кинематографии был там в 50-70-х и касался он не ностальгии, а как раз поисков нового и решения проблем «неприкаянности» после утраты «доброго старого мира». Французы сейчас с успехом экранизируют Гюго, но также и Дюма, и надо отдать и им должное: лучше и разностороннее французов исторические т.н. "костюмные драмы" не делает никто ("Фанфан Тюльпан», фильмы с Жаном Марэ, фильмы по романам М. Дрюона, Дюма, фильмы об Анжелике (А. и С. Голон) были страшно популярны, например, в советской России в 1970-е). О «доброй старой» Франции есть очень много у Дюма. И еще можно посмотреть фильм «Татуированный легионер» о том же в 50-е. Французский вариант «доброго старого мира» - так называемый "Старый порядок" - вообще заслуживает целой отдельной статьи.

Сейчас и Россия занимает свое почетное место в ряду создателей мифа о "старой доброй Англии, Франции и Европе". Русская экранизация произведений Дюма и Артура Конана Дойла стоит в ряду самых лучших в мире. Исполнитель главной роли в сериале по произведениям Дойла В. Ливанов награжден британской премией за лучшее исполнение роли Холмса.

Но с надеждой можно отметить и другое, появились великолепные отечественные литературные произведения и их экранизации, рассказывающие о "доброй старой России", бесовской смуте на смене веков и настоящих причинах уничтожения Российской Империи. Появились они в том же жанре детектива, самом доступном самому широкому кругу публики, но говорят на языке истории и в памяти остаются. Им посвятим отдельную статью.

[2] Агата Кристи одна из самых публикуемых авторов в мире во все времена: третья после Библии и Шекспира. 

3. http://testan.rusgor.ru/moscow/article/tula.htm статья "Русские помещики" (Горбова)

Ei kommentteja:

Lähetä kommentti