keskiviikko 25. huhtikuuta 2012

"Подобное притягивает подобное" или практические способы преображения реальности







Еще о "старой доброй" Англии, об аристократии, о дворянском воспитании и о воспитании вообще

Е. Пююхтиа, 3.1.2012

То, что я сейчас скажу, может показаться на слух банальностью, но заключает в себе, на мой взгляд, огромный смысл.

Мы должны изучать прошлое, пропуская его через себя в современности, усовершенствуя то, что можно, отбрасывая то, что себя не оправдало и отжило. 

А затем, на основе прошлого культурного опыта, с учетом современных достижений, необходимо выходить на совершенно новое, но с уровня накопленного опыта, а не с нуля, сохраняя его лучшие наработки. Только такое развитие имеет какой-то смысл, только таким образом человечество, совершенствуясь, движется вперед и вверх на уровне качественном, а не топчется на месте, принося прибыли горстке дельцов, не создавая ничего нового и разрушая старое, да заодно и собственную Планету.

...
   


Почему мы так любим все, что касается Англии («доброй старой Англии», хотя об этой иллюзии чуть позже)? Быт, порядок, дом, уклад, сады, интерьеры, традиции? Да потому, что 
у в них синтезировано все лучшее, что наработано веками для хорошей качественной жизни человека (пардон, аристократа). Но в этом и есть наша задача, дорасти до уровня аристократии (интеллигенции, интеллектуальной, образованной части общества, называйте, как угодно), то есть в идеале, лучшей части человечества. И обеспечитть себе соответствующий уровень жизни.



Что такое аристократизм? Кроме высокого происхождения по крови, которое при ближайшем рассмотрении часто таковым не является, это высоко развитая культура и нравственность всего, на первой стадии поддержанная материальным достатком. В России богатые купцы уже во втором поколении становились аристократами по духу и образу жизни.

 
П.М. Третьяков - купец, меценат, знаток и любитель искусства, создатель Третьяковской галереи

И что же такое аристократ? Или лучший представитель общества? Это человек, который знает и ценит СЕБЯ, прежде всего, как божественную монаду (воплощенную Божественную частицу), стремится к ее нравственному усовершенствованию и развитию, при этом не забывая о процессе жизни, о ее радостях, глупостях, серьезных и не слишком проблемах, а также о других людях.

Разумеется, я говорю об идеале аристократа, каковым и является высококультурный человек, помните у Чехова: «в человеке все должно быть прекрасно, и лицо, и одежда, и душа, и мысли... Вот об этом я и говорю: быт, нрав, интерьер, уклад жизни, распорядок дня и жизни, какой бы он ни был, все должно соответствовать его культуре, все должно быть культурно (какой ужас – это воспринимается как издевательская фраза люмпена Шарикова).

А ведь культура означает прежде всего культивацию = обработку, возделывание, усовершенствование чего-либо (чего угодно!), как дизайн означает решение любой практической задачи с учетом ее эстетического аспекта.

Для «лучших» людей Англии (хотя многие из них действительно были лучшими, как и российские аристократы) была разработана на основании многолетнего (многовекового) опыта система рациональной, разумной жизни для охранения, поддержания и достойного продолжения рода / клана. Система, помогавшая обустроить свою жизнь достойным (нравственным) и приличным образом даже при минимуме средств (на дворянском уровне). Не забудем, что система включала также рекомендации о том, что изучать, какие навыки приобретать, что читать, что слушать, на что смотреть, с кем общаться и как, о чем беседовать, где побывать раз в жизни, а где бывать регулярно. (Этикет в его широком смысле, то есть набор жизненных правил.) 

Английская система воспитания пользовалась и пользуется такой популярностью благодаря свободе и уважению к личности ребенка и продуманности предлагаемого аристократам базового образа жизни, в который можно было привносить индивидуальные черты, но менять ничего не надо было. Это была выверенная работающая система. 

Литературный пример: Шерлок Холмс находит квартиру миссис Хадсон дороговатой для одного. Он не съезжает с нее в меньшую, а ищет компаньона, подходящего по духу и образу жизни джентльмена, чтобы разделить расходы, не снижая уровня жизни (и между прочим, находит друга на всю жизнь). Рациональное решение. И так во всем. (О том, что, конечно, в системе были извращения и злоупотребления, не надо и говорить особо, но сама система работала.)



 

В Англии существовало множество разных пособий о том, как достойно организовать свою жизнь на должном уровне, практически вне зависимости от величины дохода. Конечно, имеется в виду, что необходимый прожиточный минимум для джентльмена или дамы (прим. 300-800 фунтов в год в 19 веке) у вас все же есть. Однако, и умеренность в бытовых привычках тоже считалась достоинством, многие дворяне даже отказывались от прислуги в начале 20 века, а умение невозмутимо переносить лишения (да и вообще все) культивировалось, как высшее достижение в воспитании характера.

Высказывались мнения о необходимости движения и психологическом значении спорта, умеренный атлетизм считался нормой, рекомендовалось пребывание на воздухе, не менее 2 часов в день (дамам для поддержания хорошего состояния волос, кожи, здоровья и психики), но, главное, для общения с Природой. 



Утверждалось, что Вера, а также музыка и пение, особенно духовное и совместное (во всех колледжах и церквях) благотворно действуют на характер человека и приносят ему помощь и облегчение в моменты душевной тревоги или несчастий.



Стойкость и сохранение достоинства перед лицом судьбы, в любых ее поворотах, считалась основной добродетелью. Отсутствие необдуманных или грубых эмоциональных выплесков в общении, сдержанность в реагировании на события, сохранение "холодной головы" в любых ситуациях, - это уже качества государственных мужей, однако, предписывались к развиванию всеми членами общества, включая мужчин, женщин, детей и подростков, а также обслуживающий персонал и народ, - как национальные качества. (Во время Второй Мировой войны Британия рассылала за границу по всей Европе деятелей своей культуры, красивых светских женщин, актеров и певцов для пропаганды британского характера, пейзажей, образа жизни и тп. исключительно в идеологических целях, результаты этой пропаганды мы пожинаем до сих пор, однако, по большей части, в виде симулякров - выхолощенного подражания.)

Система одежды: то, что мы сейчас назвали бы дресс-кодами, была крайне рационально регламентирована. Для домашней жизни и спорта – простая и без затей, свободная и позволяющая двигаться. Чистота подразумевалась сама собой. Для работы одежда должна была быть приличной, то есть соответствовать сословному окружению рабочего места, министерства, офиса, мастерской и т.д., чтобы не уронить достоинства учреждения и коллег. Для праздников и торжеств – лучшее, сообразно событию, чтобы не быть роскошнее короля и ярче невесты на свадьбе. Вся одежда изготавливалась из натуральных материалов с учетом сезонности и функциональности. Днем носить драгоценные камни считалось дурным вкусом, запретить это было нельзя, но никто и не носил, боясь общественного осуждения со стороны именно хорошего вкуса. Репутацией порядочного человека с хорошим вкусом дорожили. (См. статью о феномене британского "дэндизма".) Однако, основными принципами считались «Естественность, традиции и порядок».

Порядочный (живущий по порядку, в нравственном порядке) человек не позволял себе лгать, грубить, быть бестактным (то есть, не принимать в расчет других членов общества), слишком прямолинейным, чтобы не обидеть других и не поставить их и себя в неудобное положение, потому что в обществе завтра тебе придется иметь дело с этим же человеком (социальный круг достаточно узок), быть жестоким (суровым и строгим в целях воспитания характера – да, но не до жестокости), порядочный человек стремился быть бодрым, веселым, дружелюбным, справедливым, в меру открытым, но не до глупости, хотя глупости в семейном кругу позволялись, там можно было расслабиться и подурачиться, родных принимали такими, как есть, независимо ни от чего. (Например, откровенно сумасшедших держали в семье до последней возможности, пока они не начинали становиться опасными для себя или окружающих). Семья и клан были превыше всего, семейное имя и репутацию хранили и поддерживали.

Высший свет Англии и был одной большой семьей. Но эти отношения распространялись и на общегосударственное устройство в целом, все граждане страны были «детьми» короля/королевы, и таким образом, родственниками. (Отсюда снисхождение и толерантность к соотечественникам и настороженность к иностранцам.)

Все это, как вы могли заметить, актуально и по сей день и универсально для большинства человеческих сообществ. Больше того, должно быть актуально, с некоторыми поправками в риторике (в словесном оформлении, терминологии). Общество, пусть и не светское, не аристократическое, но выровненное всеобщим образованием, культурой и средним уровнем благосостояния, должно быть одной большой семьей, и сограждане должны относиться друг к другу как родственники, даже если у них нет больше «отца-короля» или «царя-батюшки». Зато есть «отец-президент» или «мать-президент», как до недавнего времени в Финляндии.

Семейные же отношения есть самый естественный и понятный любому человеку тип отношений. Его не надо доводить до абсурда, как в Советской России, Китае или Японии, где предприятие и государство узурпируют себе роль единственной семьи для человека, ущемляя его естественные отношения с собственным семейством. Но то, что это самая естественная модель отношений для людей на всех уровнях – это несомненно, следует лишь соблюдать меру рациональности, о чем так много писали и что так хорошо когда-то делали англичане. А потом разрушили иерархию, то есть порядок (причем, не физически, как в России, а морально).

Но вернемся к внешнему оформлению культуры внутренней и к влиянию внешней культуры на внутреннюю. Расхожее утверждение – «Красота облагораживает», но ведь так оно и есть и почти буквально, на бытовом уровне. Человек, увидевший себя в зеркале в красивом костюме, начинает вести себя с бо'льшим достоинством.

В «Повести о Сонечке» М. Цветаевой студиец (театральной студии ЕП.) Володя А., рассуждая об уроках хорошего тона, которые давал Стахович, говорит: «И я уже много понял, Марина Ивановна, и скажу, что это меньше всего — форма, и больше всего — суть. Стахович нас учит быть. Это — уроки бытия. Ибо — простите за грубый пример — нельзя, так поклонившись, заехать друг другу в физиономию — и даже этих слов сказать нельзя, и даже их подумать нельзя, а если их подумать нельзя — я уже другой человек, поклон этот у меня уже внутри»29.

Таким образом действует практика изящных и уважительных к другим манер на внутреннее содержание человека (см. статью О. Муравьевой Дворянин - Утопия дворянского воспитания?). Улучшая стиль и образ своей жизни, человек влияет и на ее содержание, культивирует себя и как член общества.

Очень заметно, что в современном обществе (практически везде в мире развитых стран) массово увлекаются модой (то есть оформлением своего внешнего облика) и оформлением и декором жилищ.

Не будем говорить о том, как это делается и на каком уровне. Немногие понимают, что Моду в высших ее проявлениях, как вида декоративно-прикладного и изобразительного искусства, вообще не всегда следует «носить» ни за какие деньги. А о массовой продукции разговор особый, так же как и о механизмах ее продажи.

Но усовершенствованием собственного внешнего вида занимаются все поголовно. (Каждый на своем культурном и материальном уровне.) И можно было бы свалить это на тщеславие, снобизм или инстинкты продолжения рода (что тоже присутствует), но в большинстве случаев - это все же стремление к эстетизации своего внешнего облика, а это действует и на поведенческие привычки, в костюме от Диора неудобно браниться крепкими выражениями - разрушится иллюзия, созданная костюмом. И таким образом, внешнее будет благотворно воздействовать на внутреннее.

После рационального и эстетического усовершенствования внешнего вида и среды обитания начинают переносить внимание на культуру приема пищи и образа жизни. Когда и это устроено, при наличии достаточных средств начинают покупать абонемент в оперу и ходить на вернисажи. То есть, повышать культурный уровень жизни во всех ее аспектах (хотя бы и из снобизма поначалу, потому что в "этих кругах" так принято). На высоких степенях развития доходит и до философии и до поэзии. (Для этого, кстати и средств уже почти не требуется.) Культура притягивает культуру.


Но одним из самых главных престижных атрибутов культурной жизни является все же место обитания. Чистое экологически, эстетически красивое, не просто обустроенное, а красивое место, где можно жить в чистом и ухоженном жилище, получая удовольствие от вида из окна и парка по-соседству, выпускать детей на улицу, не заботясь об их непосредственной безопасности от бандитов и хулиганов, а также от открытых люков канализации. Интересно, почему все же «плохие» бедные районы отличаются также и сложной криминальной обстановкой? Да потому, наверное, что похожее притягивает похожее.

И вот здесь можно сделать очень политически некорректный вывод: люди, проживающие в «плохих» районах, не заслуживают лучшего, потому что не стремятся к нему, к лучшему (стремятся к "симулякру" (по Бодрийяру) - имитации внешних признаков ценностей без содержания оригинала). В них мало того, что притянуло бы к ним истинное  и красивое. Но зная действие принципа, им можно воспользоваться и начать притягивать к себе то, что действительно считаешь ценным.

Если каждый человек, начиная только с самого себя, приведет в порядок здоровье (а это можно сделать и без лекарств), внешность (я не имею в виду пластическую хирургию и ботокс, а просто эстетику внешнего вида), мысли, задумается о принципах и правилах своей жизни, получит информацию об этом, то есть поучится, а затем начнет жить по ним; приведет в порядок жилище и двор (может быть, сначала один, потому что понял, что это ЕМУ важно, а может быть, с соседями вместе, если сумеет убедить и их в том же, а в развитом обществе этим займутся муниципальные власти), начнет получать удовольствие от чистой и здоровой пищи и доброй атмосферы за обедом, вернет в быт музыку и пение в любой форме (кроме «тяжелого металла» - он разрушает все подряд), начнет гулять по окрестностям и замечать и исправлять неполадки и там; а потом оценит качество в общении с Природой и обнаружит в себе Дух – вот тогда, по принципу схожести, и у него вдруг кончится «разруха» в "мозгах" и в жизни, и начнется хорошая жизнь, не слишком зависящая от материальных средств, которые тоже вдруг могут начать появляться. А главное – опять же по принципу "подобное притягивает подобное" – люди вокруг него станут добрее и красивее.

И не поймите меня неправильно, я говорю не о дорогих преобразованиях дома и сада, я говорю о посильном устранении безобразия из окружающей среды. А это уже очень большой шаг по направлению к Культуре.

Е. Пююхтиа 2012

"Добрая старая Англия - миф!"

Ei kommentteja:

Lähetä kommentti